Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении

Страница 3

Сижу, - сказал Заяц.

Не боишься сидеть?

Боялся бы - не сидел.

А что такой важный стал? Или охрабрел к ночи-то?»

Лексика сказки понятна детям, и, пожалуй, единственное слово, нуждающееся в толковании, - это омут. Детям необходимо сообщить перед чтением, что омут - глубокая яма на дне реки или озера, поэтому вода в этом месте кажется чёрной.

При нашем эксперименте анализ сказки мы проводили следующим образом:

Почему Заяц пришёл к Чёрному Омуту? Можно ли его состояние назвать отчаянием? Объясните, почему вы так думаете?

Как подействовали слова Чёрного Омута на Зайца?

Докажите, опираясь на текст, что Заяц «охрабрел».

Прочитайте слова Зайца, адресованные Волку, Лисе, Филину, постарайтесь передать настроение персонажей.

Что вы можете сказать о характерах Лисы, Волка, Филина в этой сказке? Докажите своё мнение, используя слова и выражения из текста.

Почему Филин говорит Зайцу: «Ты уходишь из нашего лесу .»?

Прав ли Заяц, когда он отвечает на слова Филина: «Не станут. Не каждому зайцу дано у Чёрного Омута побывать .» Почему?

Почему осенью Заяц опять, сидя под кустом, дрожит? Найдите и прочитайте ответ в тексте сказки.

Как Чёрный Омут ответил на вопрос Зайца? Прочитайте слова Чёрного Омута вслух, прислушайтесь. Какой звук повторяется? Что помогает читателям представить повторяющийся звук [ш]?

Как вы понимаете слова Чёрного Омута о «шуршании времени»? Почему Омут говорит: «время шуршит, а мы слушаем. Всем страшно»?

Как вы думаете, почему слова Чёрного Омута опять успокоили Зайца?

Кого мы называем мудрым? Можно ли назвать Чёрный Омут мудрым? Как вы будете читать слова этого персонажа сказки?

Встречались ли вам размышления о времени в других сказках С.Козлова? Каких?

Стоит ли бояться того, что время идет очень быстро, что на смену одному приходит другое? Во что нужно верить при этом. Чему нас учит сказка С.Козлова «Чёрный Омут»?

Как показал наш эксперимент, пересказ сказок, драматизация, словесное иллюстрирование, конечно же, углубляют понимание произведения, они интересны детям и способствуют решению задачи эстетического воспитания на уроках чтения. Но к творческим работам на основе сказок С. Козлова детей необходимо готовить, организуя глубокий, но доступный идейно-тематический анализ. Понимание авторского замысла является основным условием эффективности творческой интерпретации замысла текста.

Таким образом, изучение сказок С. Козлова в начальной школе специфично, методические подходы к организации работы неоднозначны, они не соответствуют традиционно сложившимся в методике подходам к изучению сказки как жанра.

На примере изучения произведений отдельно взятого автора на уроках чтения во втором классе мы пришли к выводу, что современные программы, а в частности, рассмотренный нами учебно-методический комплект «Гармония», позволяют эффективно решать задачу эстетического воспитания на уроках чтения. Предложенные и опробованные нами методические приёмы по работе с произведениями С. Козлова помогают учителю более глубоко и целенаправленно решать данную задачу.

Развитие художественно-эстетических начал в ребёнке закладывает социально-нравственные основы личности, вырабатывает умение видеть мир как единое целое, формирует чувство гармонии, красоты, формирует нравственные идеалы. Искусство и литература развивают фантазию, воображение и способность к творчеству.

При проведении нашего исследования мы, в первую очередь, опирались на три основных закона формирования читателя: Закон знания книг, Закон деятельностного формирования читательской культуры и Закон провоцирования обучением нежелания читать, открытыми и сформулированными профессором Н.Н. Светловской. Предложенная нами методика изучения сказок С. Козлова позволяет, по нашему мнению, наиболее полно реализовать данные законы. Закон знания книг утверждает, что, если читатель знает книги, то у него обязательно обнаруживается читательская самостоятельность. Предложенная нами методика позволяет ребёнку наиболее полно узнать книги С. Козлова, самостоятельно анализируя их. Согласно определению Н.Н. Светловской, читательская самостоятельность - это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан.

Как было установлено в ходе нашего исследования, учебно-методический комплект «Гармония» позволяет решать и эту задачу.

Но наиболее полно отражает задачу эстетического воспитания, на наш взгляд, второй закон - Закон деятельностного формирования читательской культуры. Он отражает существенные устойчивые связи, определяющие уровень эффективности организационно-методической сферы обучения чтению при разном соотношении включенных в неё вербальных и деятельностных средств. При формулировке данного закона следует установка обучающего на предметно-деятельностный, а не вербальный характер формирования основ читательской культуры у учащихся и, как следствие, формирования у них личностного свойства, обозначенного в науке термином «читательская самостоятельность». Но следует отметить, что книга и мир книг должны быть представлены детям, обучающимся читать, в определенной системе на каждом уроке чтения, но только в качестве объектов, где материализуется возможный собеседник или потенциальные собеседники, с которыми дети и учатся общаться, используя книгу как инструмент для чтения, через постижение языка книги и «чужой речи», обращенным автором произведения и создателем книги к читателю. Этот закон также нашёл своё полное отражение в исследованной нами программе.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Методы учебной работы
Френе указывал на большую опасность авторитарной педагогики, требующей слепого подчинения детей учителю. При «дрессировке на послушание» ученик привыкает исполнять распоряжения, но теряет способность критически мыслить; «после страшного опыта фашизма такая система воспитания не должна бы иметь защи ...

Основные принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не к ...

Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года
В 2012 году кафедра социальной работы вошла в состав Института комплексной безопасности и была преобразована в кафедру социальной работы и социальной безопасности. Таким образом, концепт «социальная безопасность» получил академическую базу для развития. Коллектив кафедры надеется, что традиции и оп ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru