Анализ учебного материала для реализации эстетического воспитания учащихся

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Анализ учебного материала для реализации эстетического воспитания учащихся

Страница 5

Тема дружбы, поднимаемая в сказке С. Козлова «В сладком морковном лесу» близка детям. Восприятие произведения организуется автором учебника на эмоциональном уровне, как таковой анализ текста отсутствует, здесь есть возможность чтения по ролям (драматизации). Такой подход к сказке оправдан, ведь текст не требует глубоко анализа.

Рассказы В. Осеевой «Сторож» и «Кто наказал его» больше нравственного содержания, но также дают возможность творчеству детей - чтение по ролям, иллюстрации.

Стихотворение А. Барто «Рыцари» представлено в учебнике вместе с иллюстрацией. Оно несёт в себе поучительный характер, но, вместе с тем даёт возможность решать некоторые задачи эстетического воспитания - автор учебника не случайно предлагает детям ответить на вопрос: «Какие чувства вложила А. Барто в название стихотворения: гордость, иронию, уважение, насмешку?» При ответе на поставленный вопрос дети волей-неволей обращаются к своему опыту и анализируют смысл произведения на его основе.

Следующее произведение, как и большинство произведений В. Осеевой, ярко выраженного нравственного характера, направленно на анализ поступков героев («Плохо»). Но и здесь есть возможность решать поставленные нами задачи - читать по ролям или проиллюстрировать произведение, тем более что в учебнике иллюстрации к нему нет.

А вот стихотворение Д. Хармса «Удивительная кошка» содержит большой материал для работы в данном направлении - автор учебника даёт задания к произведению, связанные с творчеством учеников: «Нарисуй картинку к этому стихотворению. Какие цвета ты выберешь, чтобы передать настроение стихотворения - тёмные, мрачные или яркие?» Как видно из задания - дети не просто должны проиллюстрировать стихотворение, но и задуматься над цветовым решением рисунка.

Предложенная далее сказка также даёт возможность для детского творчества - она дана без названия и нужно детям выбрать подходящее из тех, что есть в задании. А третье задание к тексту - это целевое задание, направленное на эстетическое воспитание детей -автор предлагает сыграть маленький спектакль, причём вначале нужно попробовать сыграть роль лисы, приглашающей журавля в гости, и только затем разыграть первую часть сказки, как спектакль.

Можно разыграть и следующую сказку «Ссора птиц», хотя автор не предлагает этого делать, но, по нашему мнению, данная сказка не менее интересна для данной цели. Также можно проиллюстрировать это произведение, причём с учётом происхождения сказки (сказка индийская), а при инсценирование её можно использовать и народную музыку.

Два следующих стихотворения В. Берестова и Э. Мошковской объединены общей темой, которую можно выразить пословицей: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», в учебнике стихотворения проиллюстрированы. Задания к ним также содержат элемент эстетического воспитания - предлагается ответить на вопрос: Какое из стихотворений нужно читать с грустью? То есть детям необходимо на основе собственных ощущений ответить на поставленный вопрос. Подбор пословиц, которые наиболее подходят к последнему стихотворению, также предполагают творчество детей.

Русская народная сказка «Самое дорогое» - довольно большое произведение для второклассников на данном этапе обучения, но задания к ней также даёт возможность учителю решать задачи эстетического воспитания. Первое же задание творческого характера - предлагается нарисовать Лесного Деда. Также можно предложить детям прочитать сказку по ролям, диалоговый характер сказки даёт такую возможность. И, конечно же, задания направлены на анализ произведения, а также на обращение к личному опыту ребёнка и его собственному восприятию мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Реализация средств воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
С целью воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы. Цель формирующего этапа эксперимента: приобщение детей старшего дошкольного возрас ...

Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года
В 2012 году кафедра социальной работы вошла в состав Института комплексной безопасности и была преобразована в кафедру социальной работы и социальной безопасности. Таким образом, концепт «социальная безопасность» получил академическую базу для развития. Коллектив кафедры надеется, что традиции и оп ...

История развития технологии модульного обучения
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теорет ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru