Проблема эстетического воспитания младших школьников в методике обучения чтению

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Проблема эстетического воспитания младших школьников в методике обучения чтению

Страница 2

Как видим, и К.Д. Ушинский, и Л.Н. Толстой не просто провозглашают обязательность сознательного чтения, но и заботятся о научении ребёнка чтению художественных произведений (эстетическому чтению, как говорил К.Д. Ушинский).

В начале XX века Ц.П. Балталон выступил с резким отрицанием самой идеи объяснительного чтения, считая, что чтение с объяснением противоречит психологии ребёнка, которого, прежде всего, интересует целостное содержание, а не части. Постоянное прерывание чтения мелкими вопросами разрушает воспитательное воздействие литературы на формирующуюся личность.

Примерно в эти же годы в русской школе появляется ещё один метод обучения чтению, который принято противопоставлять методу объяснительного чтения - литературно-художественное чтение. Его сторонники провозглашали целями обучения чтению эстетическое воспитание детей, формирование эстетического вкуса учеников, активизацию интереса к литературе как к искусству слова. В центр обучения была поставлена теория словесности, поэтому созданная коллективом авторов - Н.Л. Бродским, Е.Д. Домашевской, Н.М. Мендельсоном, Л.Н. Реформатским, Н.П. Сидоровым, И.М. Соловьёвым - учебная книга «Наш мир» (1916) структурировалась в соответствии с литературоведческими понятиями, с которыми должны были познакомиться дети: 1-й раздел - поэзия и проза, 2-й - образцы сочинений разных типов: описание, повествование, рассуждение; 3-й - пропедевтический, готовящий к изучению главных родов поэзии: эпоса, лирики, драмы; 4-й - эпос; 5-й - лирика; 6-й - драма; 7-й - поэт и поэзия: письма, мемуары, научная проза по литературе. Цель последнего раздела - раскрыть перед учениками сам процесс литературного творчества, показать способы художественного познания мира.

В системе литературно-художественного чтения большое значение придавалось активности самих детей (не случайно в хрестоматии «Наш мир» последний раздел приоткрывал детям секреты творческой деятельности писателей).

Стремление активизировать деятельность детей при чтении художественного произведения положило начало целому направлению - творческому чтению, которое сложилось в русской методике к 20-м годам XX века. К началу 70-х годов XX века из научной литературы исчезает термин «объяснительное чтение», и обучение чтению начинает рассматриваться как сложный трёхуровневый процесс, включающий в себя обучение грамоте, классное и внеклассное чтение. Работа с книгой всегда осознавалась методистами и передовыми учителями как необходимый компонент обучения чтению. Но только в 70-е годы XX века в новой науке о читателе - теории читательской деятельности, созданной Н.Н. Светловской, была доказана необходимость научения работе с книгой в классе, на уроке, при заданном учителем образце.

На современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению:

1) собственно обучении чтению, которое ведётся на трёх уровнях - формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста; формирование читательской самостоятельности;

2) получение ребёнком литературного знания, т.е. обеспечение литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста. Надо отметить, что в центр подготовки по чтению и литературе современные методисты ставят формирование читателя. Такая цель обучения выдвигается в программах О.В. Джежелей, Р.Н. и Е.В. Бунеевых, Г.Н. Кудиной и 3.Н. Новлянской. Другие программы делают акцент на исследовании специфики литературы как вида искусства (программа Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко) или на коммуникативных свойствах искусства вообще и литературы в частности (программа В.А. Левина). В системе развивающего обучения Л.В. Занкова провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных видов и типов (3.И. Романовская). Литературоведческий принцип выдвигается как один из ведущих принципов в программе В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой. Таким образом, литературоведческое знание в той или иной степени обязательно включается в систему обучения в начальной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Диагностика уровней сформированности межнационального общения детей старшего дошкольного возраста
Наша опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общения проводилась на базе детского сада №21 города Ишима с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе исследования было установлено, что национальный состав детей в старшей группе детского сада разнообразен. Помимо русско ...

Понятие адаптации. Проблемы адаптации младших дошкольников при поступлении в детский сад
Адаптация - приспособление организма, личности или группы к измененным внешним условиям. С поступлением ребенка 2-3 лет в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянны ...

Процесс восприятия и переработки информации человеком
Процесс обработки информации психикой человека. 1. Первым этапом является раздражение органов восприятия, которое провоцирует начало процесса обработки информации. Если рассматривать среднестатистического человека, не имеющего изъянов в функционировании органов восприятия, то можно утверждать, что ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru