Дидактические основы эстетического воспитания младших школьников

Образование и педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Дидактические основы эстетического воспитания младших школьников

Страница 13

В дошкольный период у ребёнка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного; целостное восприятие содержания -и формы; способность к соучастию и сопереживанию; непосредственность впечатлений; яркость в выражении и в проявлении воображения. Все эти качества непременно нужно сохранить и в школьные годы. Но они должны быть отлиты в иные формы, поскольку с поступлением в школу меняется уклад жизни ребёнка, его жизненные позиции, его интересы.

Полноценное эстетическое развитие человека невозможно вне сочетания с воспитанием его нравственных, трудовых, интеллектуальны качеств.

А.В. Луначарский, горячо ратовавший за расширение и углубление эстетического воспитания и много делавший для этого, говорил: «Культура, образование, наука, искусство - это не только средства, путём которых мы идём к намеченной цели. Это вместе с тем самая высокая цель» . Как только эстетическое воспитание теряет свои цели, рассматривая ик лишь как служебные, оно неизбежно перестаёт благотворно влиять и на другие стороны духовного формирования ребёнка. Судить об успешности воспитания мы можем по тому, удалось ли сформировать у ребёнка определённые потребности личности: потребность трудиться, потребность овладевать знаниями, потребность вести себя по отношению к другим людям согласно требованиям морали. Важнейший признак наличия у ребёнка эстетических потребностей - его стремление к созданию и «потреблению» красоты. Эстетическая сторона событии и явлений окружающей жизни выделяется ребёнком не обязательно в рамках «практического искусства». Если, рисуя, играя на фортепиано, сочиняя стихотворение, ребёнок сам создавал что-то эстетическое, то «просто» созерцая красоту природы, разглядывая картину художника, слушая музыкальную пьесу, он ведь тоже внутренне, в изменённом виде должен пройти тот путь, который прошёл творец, как бы создать прекрасное.

Итак, понимать художественную деятельность мы будем достаточно широко - она включает в себя и практические занятия детей каким-либо видом искусства, и познание произведений художников, й созерцание красоты природы, и эстетическую оценку человеческих отношений. Все эти способы познания эстетического в младшем школьном возрасте взаимосвязаны, переплетены.

Младший школьник - человек необычайно деятельный. Можно с уверенностью утверждать, что те знания и переживания, которые он «пропустил» через активное действие, закрепляются в его сознании намного надёжнее и глубже, чем те, которые он получил чисто умозрительным путём, в виде словесных формулировок, требующих лишь запоминания.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 

Еще по теме:

Практические аспекты процесса интеграции выпускников интернатных учреждений в общество
Как показывает опыт, пребывание в интернатных учреждениях накладывает на подростков определенный отпечаток: находясь на полном государственном обеспечении в течение рада лет, они лишаются возможности самостоятельно делать выбор, принимать решения. Выходя из стен учреждения, в самостоятельную жизнь, ...

Анализ и оценка результативности проведенной работы по использованию поэтических произведений А. Моро в обучении родному языку старших дошкольников
Цель: выявить результативность проведенной работы, т.е. какие изменения произошли в уровне обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ: на занятиях использовались разнообразные методические приёмы: вопросы поискового характера, использование наглядности (иллюс ...

Общие сведения о ЗАО им. Ленина
ЗАО им. Ленина представляет собой крупное хозяйство. За ним закреплено 8170 га сельхоз угодий из них пашня составляет 6030 га, орошаемые земли составляют 159 га. ЗАО им. Ленина расположено в северо-восточной части Милютинского района Ростовской области. Центральная усадьба закрытого акционерного об ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru