Обучение учащихся умениям и навыкам

Образование и педагогика » Обучение учащихся умениям и навыкам

Страница 1

Человек приобретает новые формы поведения, овладевает новыми видами деятельности, необходимыми ему для решения жизненно важных задач, только тогда, когда он научается изменять способы и структуры своих действий, образовывать новые связи между отдельными предметами и их свойствами, между различными ситуациями и вызвавшими их причинами. Обучение при этом выступает своеобразным способом накопления практического опыта решения задач подобного рода. Такой опыт представляет собой совокупность умений и навыков, формирование которых является одной из основных задач обучения. Каждый вид целостного действия требует для своего осуществления специфических умений и навыков.

Решение проблемы обучения умениям и навыкам связано со знанием психологической структуры человеческих действий. Любое предметное действие человека складывается из предметных движений, связанных в пространстве и времени. Несмотря на их многообразие они состоят из трех простых элементов: «взять», «переместить», «опустить». К этому присоединяются вспомогательные движения корпуса (наклоны, повороты) и ног (поднятие, опускание, перемещение). Разные виды движений отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются. По качеству движения могут быть точными, меткими, ловкими, координированными.

Кроме предметных движений в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку и сохранение позы (стояние, сидение, лежание и др.), перемещение (ходьба, бег), коммуникацию. В коммуникации выделяют выразительные движения (мимику и пантомимику), смысловые жесты, речевые движения. В двигательных актах кроме рук и ног участвуют также мышцы корпуса и лица, гортань, голосовые связки и др.

Овладеть любым действием – значит овладеть определенной системой движений. Движения в свою очередь зависят от цели действия, от свойств предмета, на который оно направлено, и от условий действия. Разные объекты обусловливают разную структуру движений и мышечной деятельности.

Отечественные физиологи П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн и др. показали, что работа мышц управляется не только задачей движения, но и условиями, в которых оно осуществляется. Мышцы «подстраивают» свою активность к величине поднимаемой тяжести, сопротивлению отталкиваемого предмета, чтобы обеспечить заданное направление и скорость движения.

Выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется. Происходит сопоставление их текущих результатов с конечной целью действия. Этот контроль осуществляется с помощью органов чувств (зрения, слуха, мышечного чувства). Управление движениями осуществляется по принципу обратной связи. Каналом связи служат органы чувств, а источником информации – определенные воспринимаемые признаки предметов и движений, которые играют роль ориентиров действия. Эта форма обратной связи была названа П. К. Анохиным обратной афферентацией.

Освоение любого действия не ограничивается овладением способами выполнения определенной системы движений. Оно необходимо включает в себя освоение способов сенсорного контроля и корректировки движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия. Основой этого процесса является усвоение чувственных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, протекании в ней движений и их результатах. Ориентиры определяют движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия. Структура движений, из которых состоит действие, управляется и регулируется целью. Цель действия определяет, какие свойства и состояния вещей становятся ориентирами его выполнения, контроля и коррекции.

Знание цели и стремление к ней способствуют освоению действия. Действия человека непосредственно определяются не только его биологическими, но и социальными потребностями. Все продуктивные действия человека могут совершаться только на основе регулирования их сознанием. Человеческие действия – это всегда сознательные действия.

Действие человека в своей структуре имеет три компонента: сенсорный (чувственный), моторный (двигательный) и центральный. В осуществлении действия эти компоненты выполняют следующие функции: исполнение, контроль, регулирование. Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек, называются приемами деятельности.

Каждая из этих функций реализуется сознательно и бессознательно. Например, система движений гортани, необходимая для произношения слов, совершенно не сознается человеком. На физиологическом уровне происходят сложные мышечные сокращения и растяжения, которые необходимы для выполнения любого движения. Осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. Некоторые движения могут выполняться как на уровне сознательного, так и бессознательного регулирования. Ходьба – типичный пример автоматизированной деятельности, большая часть движений в которой осуществляется бессознательно. При овладении действиями вначале требуется их детальная сознательная регуляция, а затем они начинают выполняться при все меньшем участии сознания, т. е. автоматизируются. Частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений называют навыком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Основные группы методов
Из них следует выделить три основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. 1 группа методов ...

Элитарное образование в России XVIII в
Судьбоносное значение для развития России в целом и элитного образования в частности имела первая четверть XVIII века. Несмотря на узкопрактическую направленность, доминирующую в образовании, петровская эпоха обнаружила объективную потребность в создании первых контуров системы элитного общего обра ...

Возрастные особенности дошкольника
Дошкольный возраст. Он делится на несколько более мелких этапов: младший, средний, старший дошкольный возраст. В дошкольных учреждениях согласно этой периодизации образованы возрастные группы: первая и вторая младшие, средняя, старшая, подготовительная к школе. В дошкольном возрасте физическое разв ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru