Обучение учащихся умениям и навыкам

Образование и педагогика » Обучение учащихся умениям и навыкам

Страница 2

В настоящее время нет однозначного определения понятий «умения» и «навыки». Наиболее принятой является характеристика умения как возможности осуществлять какое-либо действие, операцию. Согласно этой точке зрения умения предшествуют навыку, который рассматривается как более высокий уровень овладения действиями, или являются начальным этапом его формирования. Однако в психолого-педагогической литературе встречается и прямо противоположная трактовка этих понятий.

Фактически любое действие человека частично автоматизировано, поскольку человек никогда не осознает до конца всех его элементов, например необходимых мышечных сокращений. Вместе с тем никакое действие человека не может быть до конца автоматизированным, так как, являясь частью деятельности, оно вызывается и направляется сознательной целью.

Когда в результате научения увеличивается бессознательный компонент движения, это и есть показатель сформированности навыка. Однако возрастающая автоматизация движений может сопровождаться одновременным расширением сознательной регуляции действий, которые обеспечивают эти движения.

О чистом навыке как механизме поведения можно говорить лишь у животных, у человека же любая деятельность в конечном счете управляется сознанием. Автоматизация тех или иных компонентов действия лишь смещает объект сознательной регуляции, выдвигает в круг сознания общие цели, условия выполнения, контроль и оценку его результатов. Частичная автоматизация приводит к следующим изменениям в структуре действия.

Во-первых, изменяются приемы исполнения движений. Благодаря этому ряд частных движений, которые до этого совершались изолированно, сливаются в единый акт, в одно сложное движение, где нет «заминок» и перерывов между отдельными, составляющими его, простыми движениями, устраняются лишние и ненужные движения, ускоряется темп выполнения движений. При освоении действия появляется возможность экономии всех его составляющих: количества движений (оно уменьшается), последовательности движений (она становится непрерывной), сочетания движений (они осуществляются одновременно), а также их скорости. Такая перестройка движений характерна для моторных навыков.

Во-вторых, изменяются приемы сенсорного контроля выполнения действия. Зрительный контроль осуществляемых движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестезическим), вырабатываются специальные сенсорные синтезы, которые позволяют установить соотношение различных ориентиров, определяющих характер движения (глазомер, чувство скорости – у шофера, чувство материала – у плотника, тонкое различение размеров – у токарей и шлифовщиков); развивается способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия. По мере освоения действия появляется возможность для более тонкого и непосредственного качественного контроля его результатов и условий выполнения. Эта перестройка структуры сенсорного контроля касается сенсорных навыков.

В-третьих, изменяются приемы центрального регулирования действий. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на обстановку и результаты действий. Интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно («интуитивно»). Появляются антиципации, благодаря которым внутренняя подготовка к следующим движениям происходит уже во время предшествующих, что сокращает время реакции. Такого рода изменения в структуре центральной регуляции называют интеллектуальными навыками.

Представленные изменения структуры действия в ходе его освоения отражены в табл. 3.

Навыки связывают с приемами выполнения действий, а не с их целями и условиями. Автоматизация освобождает сознание от контроля над самим осуществлением моторных, сенсорных и интеллектуальных операций, из которых складывается действие. В этом смысле исполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. С этой точки зрения исполнение действия становится более сознательным.

Из этого следует, что обучение приводит к тому, что навыки человека включаются в структуру его сознательной деятельности. Изменения, происходящие в структуре действий благодаря автоматизации приемов их исполнения, не делают эти действия бессознательными, а, напротив, повышают сознательность действий в целом.

При образовании навыка выполнение действия как системы операций становится все менее сознательным. Зато выполнение действия как способа деятельности становится все более сознательным.

Описанные изменения в приемах действия и их регуляции происходят в результате пробных попыток и отбора. Человек, руководствуясь ориентирами, пробует выполнить определенное действие, контролирует результат. Успешные движения, оправдавшие себя ориентиры и способы регуляции постепенно отбираются и закрепляются, неудачные и не оправдавшие себя – подавляются и отсеиваются. Без таких повторных практических попыток никакое формирование навыков невозможно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Цели и задачи профессионального образования при подготовке молодого специалиста
Цели и задачи профессионального образования должны разработать целевую программу по образовательной информационной среде, которая повысит качество образования в использовании информационных технологий и представит все условия для получения образования различных уровней. Качество целей и задач профе ...

Эмпирическое исследованиеакадемической активности у студентов
Программный вопрос исследовании – как влияет участие в олимпиадах на академическую активность студентов? Цель: выявить является ли участие в олимпиадах выражением академической активности. Предмет исследования: академическая активность студентов Объект: студенты кафедры социальной работы и социальн ...

Современное состояние методической разработки учебных задач по истории
Современная ситуация с методической разработкой задачников по истории характеризуется недостаточностью как теоретического изучения этой проблемы, так и малым количеством собственно пособий, имеющих характер задачников. Для характеристики современной методической разработанности учебных задач остано ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru