Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Подготовка к обучению чтению

Страница 2

Фонемный анализ, в отличие от фонематического восприятия, предполагает отделение звуковой оболочки слова от значения, вычленение в ней далее неразложимых единиц и порядка их следования, сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия, соотнесение последнего в значении слов с неодинаковым фонемным составом. Только на базе фонемного анализа может быть составлено знание о фонемном составе языка, системе фонем и их основных противопоставлений, которые характерны для данного языка. Свежая информация отправить смс беларусь у нас на сайте.

Для того чтобы разобрать систему обучения детей фонемному анализу, необходимо предварительно решить следующие вопросы.

Что должно быть объектом фонемного анализа? Здесь возможно три ответа; слово в целом как элементарная единица общения; структурно-форменные части слов как носители возможных сообщений; артикуляторно-произносительные части слов – слоги. Н. И. Жинкин указывает, что речевой звук дифференцируется только в системе слова. Лишь тогда из него могут быть выделены те постоянные признаки, которые свойственны ему, независимо от окружающих звуков и силовых позиций слова. Таким образом, только в целых словах фонема может быть ясно вычленена на основе своей функции. Из этого следует, что фонемный анализ в своей исходной форме есть установление последовательности фонем в полном слове. Таково полное и основное правило фонемного анализа.

Посредством, какого действия может быть осуществлен фонемный анализ, т. е. Установлена последовательность фонем в целом слове? Слово можно или написать, или произнести; никаких других действий со словом произвести невозможно. Письмо само требует предварительного фонемного анализа и для целей фонемного анализа не может быть использовано. Произносить слова ребенок умеет к началу обучению чтению и его незачем этому учить. Однако при обычном произнесении слов, служащем целям общения, отдельные фонемы не выделяются. Поэтому произнесение слова необходимо преобразовать. Есть предположение, что для этого надо несколько раз произносить одно и то же слово, каждый раз, интонационно выделяя очередной звук. Такому произнесению слова - для установления его фонемного состава и порядка следования фонем - ребенка надо последовательно учить. При этом ребенок сталкивается с двоякими трудностями: он должен отвлечься от значения слова и действовать с его формальной стороной, со звуковой формой как со звуковым комплексом и преодолеть естественное слоговое членение слова.

Освоение главного действия, на основе которого проводится фонемный анализ слов, у разных детей происходит по-разному, в зависимости от возраста. Дети, поступающие в школу, довольно легко справляются с этим, а дошкольники – четырехлетки и пятилетки – с некоторыми трудностями. Л. Е. Журова разработала методику формирования данного действия, и показала, что его можно развивать у четырехлетних детей, при условии, что оно введено в контекст игры. У детей пяти лет можно уже формировать и само действие особого произношения для установления фонемного состава слова и определение последовательности фонем в целом слове при решении собственно учебных задач.

На первой стадии фонемного анализа самое важное – выделить порядок, последовательность фонем. Соответственно, необходима такая форма материализации, при которой моделировалась бы именно фонемная сторона структуры слов.

На следующей стадии фонемного анализа дети знакомятся с различением гласных и согласных звуков. На этой стадии детей нужно сразу знакомить с ударением и правильно учить его произношению. Ударение в русском языке несет смыслоразличительную функцию. От правильности ударения зависит адекватность воссоздания звуковой формы слова, а, следовательно, и понимание его значения. Выделение ударения и его правильная постановка важны еще и потому, что именно ударение скрепляет слово в одно акустическое целое, позволяя предотвратить слоговое произнесение слова. Для чтения целыми словами это имеет особое значение. На второй стадии фонемного анализа слово представляется как соотношение и чередование в различном порядке гласных и согласных фонем с обозначением ударения.

На третьей стадии дети знакомятся с мягкими и твердыми фонемами – одним из основных фонематических противопоставлений, свойственных строю русского языка.

Фонемный анализ проходит в своем формировании следующие стадии:

интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова, при котором создается модель последовательности фонем.

Дифференциация гласных и согласных фонем и установление места ударения в слове, в результате чего появляется более конкретная модель фонемного состава слова, указывающая на наличие гласных и согласных фонем и их чередование.

Дифференциация твердости, мягкости и звонкости, глухости согласных фонем и моделирование основных фонематических отношений в слове.

Путь формирования такого анализа идет от наиболее общих свойств фонемного состава слова к все более конкретной и дифференцированной фонемной структуре. При формировании используются разнообразные приемы, развивающие фонематический слух. Таких приемов много, и они различны: сопоставление моделей фонемного состава слова между собой и установление их сходства и различия; придумывание по данной модели слов, имеющих одинаковую фонемную структуру и т. д. Далее следует отметить тот факт, что этот этап подготовки к обучению чтению, безусловно, важен. Чем лучше дети освоят фонемный анализ слов и связанную с ним общую ориентировку в фонемной системе языка, тем правильнее и легче будет формироваться действие воссоздания звуковой формы слова. Поэтому не надо жалеть времени и сил на фонемный анализ, насыщая занятия различными упражнениями, помогающими ребенку подготовиться к началу обучения грамоте.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Элитарное образование в России ХХ в
Период с конца 1890-х годов до Октябрьской революции в развитии российского элитного и элитно-элитарного общего образования можно обозначить как «инновационный». Он представляет собой наиболее яркий и противоречивый его этап, когда был выдвинут ряд концептуальных идей, способных открыть для элитног ...

Требования к знаниям, умениям и навыкам для учащихся 7 класса
Учачиеся ддолжны знать и уметь: правильно читать и записывать обозначения фигур; устанавливать и характеризовать взаимное расположение точек, отрезков и прямых; изображать на рисунке названные фигуры в заданном взаимном расположении; измерять углы, пользуясь транспортиром; строить угол заданной вел ...

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
В конце XVIII в., в связи с развитием стилей сентиментализма, начинает все острее и глубже осознаваться в употреблении слова личность значение: индивидуальные, личные свойства кого-нибудь, личное достоинство, самобытность, обнаружение личных качеств и ощущений, чувств, личная сущность (ср. в языке ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru