Проблемно-модульный подход к организации и контролю учебной работы студентов

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Проблемно-модульный подход к организации и контролю учебной работы студентов

Страница 3

Оказалось вполне приемлемым плановый рубежный или итоговый экзамен проводить в альтернативной форме по выбору студента, полагаясь для начала на его самооценку своих способностей и иных факторов, а в дальнейшем возможность выбора передавать преподавателю для учета и того и другого. Опыт альтернативного экзамена автором анализировался в работе. Возможность выбора не только траектории обучения, но и формы контроля его результатов, является важным условием гуманизации образования, поскольку в силу индивидуальных особенностей не все в состоянии проявить себя одинаково полно в навязанных извне жестких условиях.

Модульное обучение возникло в 60-е годы и стало важным этапом в развитии методов обучения. Оно представляет собой интеграцию разных форм и видов обучения, подчиненную общей теме учебного курса или актуальной проблеме, и заключается в расчленении содержания курса на отдельные модули в соответствии с профессиональными или дидактическими задачами. Модуль представляет собой законченный самостоятельный функциональный фрагмент учебной деятельности, это структурная единица учебного материала, предполагающая поэтапное усвоение и включающая систему управления действиями обучаемого. Обратная связь на всех фазах обучения позволяет строить замкнутую систему управления, а корпус знаний обучаемого формируется не только из получаемой им информации, но и результатов его собственной деятельности.

Наибольший эффект дает система контроля, которая привлекает новый оригинальный материал и создает для студента проблемную ситуацию. Аттестация студентов по модулям обычно проводится по результатам текущего и рубежного контроля, регулярность которого повышает учебную дисциплину, ведет к систематичности учебной работы. Совокупные результаты всех видов контроля обычно оцениваются в баллах по определенной шкале и сводятся в индивидуальный кумулятивный индекс, при этом система обучения превращается в модульно-рейтинговую, о достоинствах и недостатках которой сказано достаточно много. В завершенном виде она требует существенной переорганизации учебного процесса, вплоть до изменения его структуры, включая отмену экзаменационных сессий, фронтальное выполнение лабораторных работ, определенную гибкость учебных планов, что не всегда достижимо в реальных условиях. Известная фрагментарность и разобщенность модулей зачастую нарушает целостность и логику учебного предмета, разрывает его внутренние связи. Эффективность модульного обучения во многом зависит от подготовленной работы по проектированию и конструированию учебных модулей, а также от системы средств его реализации, степени вовлеченности преподавателей.

Принцип проблемности значительно обогащает метод модульного обучения. Технология проблемно-модульного обучения разработана и внедрена в практику профессиональной школы М.А. Чошановым [45] для достижения компетентности обучаемых, понимаемой как мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления. Проблемность рассматривается как необходимое развитие мышления, важное мотивационное и эмоциональное средство. Она реализуется путем целенаправленного создания специальных ситуаций интеллектуального затруднения, связанных с поиском гносеологических, методических и учебных ошибок. Первые требуют представлять содержание обучения не в виде готовых истин, а как борьбу научных школ, историческую драму идей и людей, инерции и обновления; вторые и третьи связаны между собой, поскольку часто ошибки учения есть результат преподавания.

Согласно Чошанову М.А., проблемно-модульное обучение раздвигает зону ближайшего развития до области критических ситуаций и ошибок поверхностного усвоения и неверного применения. В структуру проблемного модуля включены блоки: входной - для оценки готовности к усвоению модуля, блок актуализации опорных понятий и способов деятельности, исторический - для генезиса понятий, ошибок и заблуждений, проблемный - нацелен на постановку профессионально-прикладной проблемы, экспериментальный - для вывода рабочих формул, блоки обобщения системных представлений и генерализации содержания модуля, блок применения - для решения историко-научной проблемы, блок стыковка решений укрупненной профессионально-прикладной проблемы, блок типичных ошибок с указанием возможных причин и способов исправления, блок углубления с материалом повышенной сложности для интересующихся предметом и выходной блок контроля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Качество обучения студентов в системе дистанционного обучения
Для оценки качества обучения дистанционных студентов в вузах, участвующих в эксперименте, могут быть использованы прямые и косвенные показатели качества. К важнейшим косвенным показателям качества относятся: соответствие учебным программам и качество образовательного контента, уровень подготовки пр ...

Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования
Неисчерпаемые возможности содержания и форм дополнительного образования позволяют человеку быть компетентным, где под компетентностью понимается обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, быть компетентным – т.е. быть обладающим компетенцией, а под компетенцией – «круг вопросов, в которых ...

Анализ результатов по исследованию словарного запаса экспериментальной группы
Илья Б. При обследовании словарного запаса у мальчика наблюдалось двигательная расторможенность, неустойчивое внимание. Над ответами он практически не задумывался, выполняя задания заводил разговор на отвлечённые темы. При предъявлении ему сюжетных картинок начал путаться в указании осени (показал ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru