Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения

Страница 2

Крупным источником противоречий является практическая деятельность, к которой готовят студента в учебном заведении. Она может наполнить учебный процесс не только придуманными или подобранными, но и вполне объективными противоречиями. Для этого в учебный процесс вводились деловые, ролевые, управленческие, дидактические, учебно-деятельностные и другие игры, которые нельзя заранее формализовать и алгоритмизировать. Но игра не может охватить и организовать весь учебный процесс, нужна повседневная работа, главным образом самостоятельная.

Универсальным методом ее организации может стать система индивидуальных учебных заданий, цель которых - овладение необходимой теорией и умением ее использовать и трансформировать для конкретной ситуации. Все это должно быть дополнено адекватной формой контроля: учебно-исследовательская, курсовая, дипломная работа, задания на выполнение деятельности разного уровня, проблемный экзамен, т.е. тем, что ставит студента в условия реальной практической деятельности, способствует взаимотрансформациям сложившихся представлений, основанных на разных формах памяти и индивидуальных способах восприятия.

Деятельностный подход к проблемному обучению позволяет активизировать творческую самостоятельность студентов, основываясь на индивидуальных особенностях их восприятия и использования информации. Задания проблемного характера заставляют проводить отбор имеющихся знаний и умений, стимулируют поиск необходимых для выполнения догадок и гипотез, анализ своих ошибок и собственных путей их исправления. Учебное исследование ставит студента в положение не только накопителя, но и переоткрывателя знаний, самостоятельно доходящего до обобщений. При его выполнении проявляются и формируются личные качества и психологические особенности обучаемого, направленные на достижение цели. Одни при этом стремятся все понять и освоить самостоятельно, другие ищут помощи у друзей, третьи обращаются к преподавателю, четвертые ждут, когда за них кто-нибудь все сделает. Задача преподавателя - ободрять и направлять, воспитывать и оценивать и тех и других.

Проблемное обучение в современном понимании не только активизирует мыследеятельность, но и формирует диалектическое мышление и научное мировоззрение. При этом основным средством является противоречие, его возникновение и разрешение. Нужна систематизация и классификация противоречий, характерных для изучаемой дисциплины, создание банка проблемных ситуаций, вычленение из учебного материала подходящих для этого вопросов. Особое внимание следует обращать на все парадоксальные и неожиданные результаты, трудные для восприятия места и возможные ошибки студентов, проводя предварительный анализ тех знаний, на основе которых создается проблемная ситуация, прогнозируется возможная реакция студентов и определяются пути разрешения противоречия. В завершение должны проводиться методологический анализ и закладываться основы нового знания.

Проблемное обучение вносит в аудиторию дух соревнования повышенный эмоциональный настрой, вызывает внутренний интерес, состояние мозгового штурма, когда не прерывается цепочка идей. Фактор времени лишь заставляет переносить поиск разрешения противоречия на другие виды занятий, на самостоятельную работу, на зачет и экзамен. Это ведет к большей связности учебного процесса, к ожиданию развязки даже пассивными зрителями, эмоционально вовлеченными в общий процесс.

Если классическое понимание рациональности основано на возможно более точном воспроизведении существующей реальности, то неклассическая рациональность ставит задачу воспроизведения условий и структуры проблемных ситуаций, в которые попадает человек во взаимодействии с реальностью природной, социальной, ментальной, а также поиска наиболее эффективных путей выхода из них, она опирается не столько на реальность естественно существующего, сколько на реальность человеческой деятельности.

Проблемное обучение возродилось в 70-е годы как альтернатива технократическим формам образования, возникших и развивающихся в предыдущее десятилетие. Наступило время взглянуть на них с позиции сегодняшнего дня, когда образование перестало быть только делом учебных заведений, когда признается, что знание само по себе антикультурно, а культурно лишь индивидуальное и самостоятельное движение к знанию, чему противостоит дидактическая программа образовательных учреждений, которая основана на вере в единую истину социально признанного.

Современная же трактовка рациональности исходит из представления о роли субъектов обучения в познании и интерпретации результатов познавательной деятельности. Будущее системы образования определяют те его формы, которые естественным образом непроизвольно складываются в обществе, в его педагогической и социальной практике. Подлинно учебный процесс идет особенно активно при появлении проблемы, разрешение которой выходит за пределы наличного знания; эта проблемность шире обычной дидактической трактовки, она есть спутник жизни. Прохождение проблемной ситуации требует большой затраты сил как платы за подлинное углубление в нее.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Личностно ориентированный подход в работе учителя по формированию у младших школьников мотивации учения
В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Работа п ...

Взаимосвязь мышления и процесса чтения
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц. Слова, составляющие тек ...

Разработка и апробация серий занятий по использованию поэтических произведений А. Моро в обучении родному языку старших дошкольников
Целью следующего этапа опытно-практической работы было: сформировать те знания, умения, навыки, которые дети усвоили ранее, выяснить, как дети усваивают новый материал на занятиях с использованием национального материала, воспитывать интерес к родному (мордовскому) языку. Для решения выше перечисле ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru