Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения

Страница 3

Проблемное обучение, по сути своей, близко к методу Сократа - не сообщать обучаемому ответы на вопросы, а вскрывать противоречия в его ответе, тем самым, приближая его к истине. Сократическое обучение, по К. Ясперсу , есть одна из трех повторяющихся базовых форм образования, она помогает довести латентные мысли до осознания, не навязывая ничего извне. Научное знание по природе своей сократическое, поскольку всегда натыкается на свои границы и требует рассуждения. Это знание методическое, поскольку известно, как к нему пришли и в каких пределах оно верно. Оно надежно, выдерживает испытание логикой, и общезначимо, так как признается всеми, кто его понимает, как объективное оно относится к частному, а не общему. К этому Ясперс добавляет, что образование без веры в него есть просто техника обучения, поскольку человек не может существовать без пафоса абсолюта, однако не декретированного, а принятого по доброй воле.

Социокультурная и научная проблемность, дающая образцы образовательной практики, лежит вне системы образования. Как только проблема разрешена и осознана, она переводится на уровень трансляции: работники науки и педагоги разбирают естественную конструкцию на отдельные блоки, предметные знания и заводят их в вузы, монтируют учебное содержание, систематизированное и дидактически препарированное, из которого сняты тайны, загадки, исключительность и неповторимость. По мнению О. Долженко, избежать этого можно лишь признавая, что нет простого, оно всегда ретроспективно. Вместе с тем образование - это упорный труд, заучивание и повторение, а не только радость открытий и упоение ими, однако исключив их из учебного процесса, мы оставим в нем скуку и отвержение от учебы, преодолеваемые лишь принуждением.

Авторитарная педагогика, конечно же, удобней и доступней, всегда кажется, что достаточно знать, чему учить и управлять обучением, однако цели и желания человека не совпадают с целями учебного заведения и государства. Соотносимая к прошлым, уже разрешенным проблемным ситуациям, традиционная система образования, хотя и является самой консервативной, все же объективной направлена в будущее. В образовании специалиста строительной отрасли существенно отношение времени жизни существующей технологии к продолжительности его работы: если оно велико, то достаточно овладеть одной системой знаний рецептурного характера, если мало, то нужно научить умению перестраивать деятельность, обновлять и пополнять знания. Профессионально ориентированная модель образования вполне удовлетворяет при стабильной технологии производства, при стабильности самого производства и общества в целом, но она оказывается непригодной в условиях кризиса любой из этих структур.

Предметной системе обучения трудно следовать социальному характеру приобщения к знаниям и согласовывать свое содержание с требованиями времени, мало надежды, что этому приспособлены даже ведущие учебные заведения. Фундаментальное естественнонаучное знание, считает автор работы, отрывает от жизни, оно давно отдалено от социально-культурного знания. Проблема разрыва единства двух культур не надумана, она возникала по мере того, как результаты естественнонаучного поиска из культурно-социального опыта человечества превращались в поле деятельности узкой группы профессионалов. Однако такое происходит во всех сферах человеческой деятельности, просто многие из них настолько не включены в сферу общечеловеческой культуры, что не играют в ней сколь-нибудь заметной роли. Кроме того, даже немногочисленные современные исследования, проводимые в молодежной среде, показывают, что она столь же далека от признаваемой гуманитарной культуры, сколь и от естественнонаучной, это явилось одной из причин требования гуманитаризации образования.

Методологический принцип проблемности обучения может быть отнесен к основным принципам дидактики особенно при осмыслении качественных переходов в познании природы, которые носят характер научных революций. Единство логического и исторического призван отражать принцип ретроспективности, а целостность курсов - принцип системности, поскольку все они связаны единым объектом познания и его законами. Этому же способствуют принципы взаимосвязи и взаимозависимости естественнонаучных понятий и единства дедуктивного и индуктивного в познании. Принцип проблемности имеет логические основания в эпистемологии любой системы научных и учебных знаний, в диалектическом движении от явления к сущности путем выдвижения гипотез, их подтверждений или опровержений, выявления противоречий и их разрешения. Кумулятивная модель развития науки, сводимого к простому накоплению фактов, сведений, положений, утверждений, лежит в основе существующего информационного способа обучения.

Такой экстенсивный путь бесперспективен в эпоху информационного бума и его технического обеспечения. Можно было бы принять гнозогенетический закон, сформулированный автором цитированного доклада: учебное познание человека в сжатой форме повторяет научное познание человечества, а методология науки является основой методологии обучения, если бы процесс познания шел достаточно линейно, а не путем долгих исканий и заблуждений. Методологией научного познания можно овладевать не только на исторических примерах, но и на примерах, освобожденных от исторической случайности. Так, сейчас вовсе не обязательно изучать историю время от времени возрождавшихся картезианских идей, достаточно принимать современные представления, а, скажем, планетарная и боровская модели атома в корне им противоречат, при этом обладая весьма сильной дидактической наглядностью, которая в этом случае как раз препятствует движению к истине.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Психолого-педагогические принципы организации процесса нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении
Нравственное воспитание как педагогическое явление направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь учащихся, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммо ...

Сравнительная характеристика компьютерных обучающих программ
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик в сети во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранного языка? Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формированию или совершенствованию грамматических и лексических навыков. С этой целью очень полезн ...

Педагогическая деятельность учителя
Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. Выделяют разные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, пропагандистская, управленческ ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru