Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности

Страница 3

Из видов учебной деятельности более всего способствуют познавательной активности такие, которые приводят субъекта учения в состояние когнитивного диссонанса, которое характеризуется противоречием в знаниях, порождающим переживания и побуждающим к его устранению. Без преодоления препятствий развития мышления почти не происходит, ему способствует обучение на высоком уровне трудности, выполнение заданий, которые вызывают потребность в новом, подлежащем усвоению знании. При этом разрешение противоречий формирует личностные качества обучаемых, развивает мышление, которое, по сути, только и включается в проблемной ситуации, без которых обучение перестает быть развивающим, если оно не обращается к познавательным противоречиям как единственному источнику развития мышления.

Вызванная противоречием внутренняя и внешняя активность выражается в потребности к деятельности, в данном случае учебной. Без определенного уровня активности не может состояться даже простейший акт познания. В психологическом аспекте она обеспечивается детерминистическим принципом действия внешних причин через внутренние условия, к которым относятся такие субъективные факторы, как прошлый опыт, вид и уровень мотивации, система отношений личности с окружением, способы деятельности и т.п. Внешняя активность выглядит как занятость чем-либо, внутренняя является личностно значимой для человека. Она выступает в умственно-рассудочной или эмоционально-чувственной формах, которые при когнитивном диссонансе интенсивно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать в подходе к обучаемому его ум и чувства, обеспечивая единство когнитивной и аффективной сфер личности.

Мотивы познавательной деятельности делятся на две большие группы. Для первой характерно, что деятельность есть лишь средство достижения цели, находящейся вне ее, для второй она сама является целью, когда человека интересует процесс и содержание познаваемого, а не только прагматический результат. Последнее, как показывает психология и педагогика, оказывает постоянное и устойчивое влияние на развитие, повышает эффективность процесса обучения. Познавательная мотивация перестраивает когнитивные процессы восприятия и мышления, способствуя выполнению той познавательной деятельности, которая вызвала интерес. Она всякий раз появляется как ситуативная потребность и является атрибутом проблемной ситуации, отражая заданные условия деятельности, ее внешнюю обусловленность.

Интеллектуальное развитие студентов от первого курса к последнему меняется довольно слабо из-за равнодушия к самому процессу мысли и ориентации только на результат, способность учиться и самостоятельно добывать необходимые знания основана на творческом мышлении, которое хотя и присутствует в любом акте мыслительной деятельности, но имеет не деятельностную, а личностную природу.

Прямое обучение творчеству невозможно, но эмпирическое изучение путей решения творческих задач в психологии позволяет давать некоторые рекомендации: сначала попробовать применить способ, успешный в прошлом; приложить больше усилий на поиски новых способов - они пригодятся в будущем; преодолеть известные стереотипы и отказаться от них на время; необходимо чувство успеха, иначе частые неудачи рождают защитные реакции; наибольшую эффективность поиска обеспечивает оптимальная мотивация и эмоциональное возбуждение; подходы тем разнообразнее, чем больше знаний у человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности дислексии, дисграфии у детей, страдающих умственной отсталостью
Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями. По данным Г.Я. Трошина, они овладевают чтением в 3 раза дольше, чем нормальные школьники. Ступени обучения чтению у них растягиваются во времени, а проме ...

Проблемы диагностики раннего детского аутизма
В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференци ...

Причины возникновения РДА
В качестве объяснений возникновения РДА выдвигались различного рода гипотезы, среди которых можно выделить основные предположения, первое из которых было сформулировано Л. Каннером и в некоторых источниках звучит как "теория эмоциональной холодности родителей". Значимость недостаточно нас ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru