Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности

Страница 5

Попытка выделить учебную деятельность, направленную на анализ типизированных ошибок при обучении физике, предпринята в 1989 г. в Московском областном пединституте. Педагогический эффект авторы этого доклада связывают с наличием банка типичных ошибок, принципов отбора проблемных ситуаций, методических приемов применения поисковых методов. Решению учебных проблем, связанных с ошибками обучаемых, оказывается присущ ряд общих этапов умственной деятельности: анализ ошибки и осознание противоречия в связанной с ней системе знаний, общая формулировка ошибки, сравнение верных и неверных действий, теоретическая и практическая проверка выявленных различий, поиск правильного решения. Осознание и исправление ошибок приучает студентов самостоятельно мыслить, и способствует развитию.

Мышление как внутренняя активность сознания начинается с сопоставления различных образов предмета, от конкретно-чувственных до абстрактно-логических. Это различие может доходить или не доходить до противоположности, однако при этом быть достаточным для возникновения проблемы, требующей своего разрешения сознанием. Различные уровни проблемности зависят также от степени несоответствия знаний, умений и личностных свойств обучаемых требуемому уровню. Творческое саморазвитие способности к поиску помогает вскрывать потенциальные возможности, позволяет испытать радость пусть маленьких открытий, удовлетворение от преодоления препятствий и в этом создавать себя.

Для развития субъекта учения необходимо не столько мышление, сколько размышление, которое можно впустить в учебный процесс, если предусмотреть растянутое во времени разрешение учебно-познавательных проблем, которое потребует подключения памяти, общения с прошлым опытом и активного поиска того нового, без которого разрешение невозможно. Познавательная активность максимальна при нахождении обучаемых в экстремальных условиях, когда эмоциональное возбуждение придает поведению определенную направленность. Внутренняя активность не может быть всеохватной по целому ряду причин, главной из которых всегда остается гетерогенность контингента обучаемых - то, что удивляет и воодушевляет одного, не затрагивает струны в душе другого.

В этом повинны не только психологические различия, но и разные индивидуальные тезаурусы, которые отражают накопленные индивидом сведения о внешнем мире и данной учебной дисциплине. Тезаурус описывает смысловые связи каждого усвоенного понятия и характеризует способность обучаемого воспринимать поступающую информацию в двух отношениях: познавательная активность невелика как при недостаточной подготовленности обучаемого к восприятию сообщения, так вследствие его довольно большой осведомленности. Чувство когнитивного диссонанса возникает, если обучаемый уже обладает минимально необходимым тезаурусом, но оно существенно ослабевает по мере развитости умственного тезауруса, в который входит не только информационное, но и интеллектуальное оснащение ума. Преодоление этого объективного противоречия возможно при внедрении технологии обучения, которая способствует познавательной активности путем эффективного взаимодействия внешних и внутренних факторов и последовательного отслеживания этой эффективности на объективной основе.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении
Новые хрестоматии по литературному чтению существенно изменили традиционно сложившийся список авторов, чьи произведения в течение многих лет изучались в начальной школе. В круг обязательного детского чтения вошли произведения Ф. Кривина, В. Голявкина, Г. Цыферова, Б. Емельянова, С. Воронина и др. Н ...

Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников
Зачем ребенка сажать за компьютер? Почему его так трудно оторвать от компьютера? Основная цель введения компьютера в мир ребенка – это, прежде всего формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющие компьютерные технологии в быту, обучении, науке, различных гуман ...

Особенности процесса воспитания
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: 1. целенаправленность 2. многофакторность 3. комплексность 4. вариативность и неопределенность результатов 5. двусторонний характер 6. обратная связь. Прежде всего, процесс воспитания целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его ор ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru