Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности

Страница 4

С другой стороны всякое знание может быть убийцей творчества - если знаешь, то уже не надо думать, тем не менее, развитию креативности мышления способствует решение задач с подсказкой, задач на смекалку, наводящими вопросами, позитивные личностные и ситуативные факторы. Психологи в большинстве случаев склонны называть собственно мышлением именно продуктивное творческое мышление, приводящее всегда к новому результату. По Е.Н. Рогову , мышление включает в себя следующие этапы: сознание проблемной ситуации, содержащей противоречие и не имеющей однозначного решения; постановка задачи путем расчленения известного и неизвестного и формулировки цели; ориентировочная основа интеллектуального действия в виде гипотезы пути решения; выбор способа, алгоритма, правила, эвристики; применение их к конкретным условиям. Если эти эвристические приемы не помогают, то после многократных попыток решения наступают стадии творчества: зарождение идеи, ее созревание и накопление сведений, озарение, проверка интуитивно найденного.

Сходные этапы выделяет Р. Солсо: подготовка, т.е. формулировка задачи и попытка решения; инкубация, т.е. отвлечение и переключение на другой предмет; просветление, интуитивное проникновение в суть; проверка, испытание, реализация решения. Инкубация необходима, она снимает утомление, позволяет взглянуть на проблему другими глазами. Интуиция ведет к открытию, озарению, если ум подготовлен к решению многократными рассуждениями, обеспечен достаточной информацией - яблоки открытий падают только на готовую к ним голову. Так и в техническом творчестве все начинается с перебора средств, затем следуют все более и более серьезные попытки изменения объекта, подключение смежных отраслей, полная смена объекта и обращение инженера к науке, и, наконец, изменение всей системы, поиск новых открытий в науке.

Ощущение когнитивного диссонанса возможно в ситуации любого затруднения, которое заставляет задуматься. В процессе учения часто причина кроется в ошибках обучаемых. Многие из них обусловлены неосведомленностью, незнанием или заблуждениями, гораздо больше (до 40 процентов всех) погрешностей запоминания и забывания, вдвое меньше ошибок происходит в результате нарушения когнитивных процессов, последовательности действий, контроля деятельности. На ошибках учатся, но чаще всего на своих. Безусловно, бывают ошибки, типичные для большой части обучаемых. Так весьма общий характер имеют оптические иллюзии, такие как иллюзия Вундта о восприятии длины Т-образных отрезков, иллюзии Мюллера-Лайера и Маха о длине косых стрелок, иллюзия Поггендорфа о пересечении параллельных прямых, иллюзии Целльнера и Херинга об искажении параллельности, пример Толанского о полуширине гауссовой кривой, иллюзии перспективны, миражи и т.д Зрение является самым информативным органом чувств, но общие ошибки присущи и ощущениям температуры, громкости, скорости, вкуса. Часто ошибаются в оценке вероятностей событий: упорядоченное любым образом рождение полов столь же вероятно, что и неупорядоченное, то же относится к распределению мячей у детей и т.п

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru