Диагностика уровней сформированности межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

Образование и педагогика » Воспитание этики межнационального общения » Диагностика уровней сформированности межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Наша опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общения проводилась на базе детского сада №21 города Ишима с детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования было установлено, что национальный состав детей в старшей группе детского сада разнообразен. Помимо русской, в группе насчитывается 6 национальностей. Из 20 дошкольников 8 человек или (40%) являются представителями других национальностей. Это азербайджанцы, казахи, немцы, татары, узбеки, украинцы.

Была определена цель констатирующего эксперимента: Выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста о представлениях других народов и национальностей, как важного показателя этики межнационального общения: уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира и определение уровня воспитанности межнационального общения.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой).

Для решения поставленных задач опытно – экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для выявления уровня воспитанности межнационального общения на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели:

1.Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях;

2.Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности;

3.Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни воспитанности межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Однако ребенок не всегда может общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях. Способность к сочувствию не проявляется.

Диагностические параметры в нашем варианте представляли собой вышеназванные критерии, которые оценивались по трехбалльной шкале (1-3).

"1" балл выставлялся тогда, когда критерий проявлялся редко или был недостаточно выражен.

"2" балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся часто и был достаточно выражен.

"3" балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся всегда и был ярко выражен.

Каждый из диагностических критериев оценивался коэффициентом (К1, К2, К3), который вычисляется по формуле:

После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находился средний коэффициент по формуле

К= К1+3К2+К3

По среднему коэффициенту можно определить три уровня воспитанности межнационального общения у испытуемых детей. Если К лежит в пределах 0,8-1 баллов, то уровень высокий. Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень средний. Если К менее 0,6 баллов, то ребенок находится на низком уровне воспитанности межнационального общения.

С целью выявления уровня межнационального общения мы использовали следующие диагностические методики: "Сестренки", "Угости конфетой" разработанные Э. Сусловой, определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин "межнациональное общение" было проведено в виде контрольного опроса.

Приведем примеры проведения диагностики с использованием выше перечисленных методик.

Методика "Сестренки".

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Методика эстетического воспитания дошкольников посредством музыки
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Многие считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни человека комплексный метод в изучении искусств. Они утверждают, что для гармоничного развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живо ...

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход
Современная дидактика располагает богатым инструментарием обучения и воспитания. Ведущими специалистами в области образования разработаны и классифицированы по определенным основаниям различные группы методов обучения Многообразие и оригинальность подходов свидетельствует о разработанности этого на ...

Оснащение телекоммуникациями
Каждый вуз-участник в период действия эксперимента проводил активное развитие телекоммуникационных и информационных систем. Телекоммуникационные каналы, которыми оснащены вузы, можно разделить на два типа – внешние и внутренние, следующим образом: телекоммуникационные каналы (внешние), обеспечивающ ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru