Проблема проявления креативных способностей в системе традиционного образования

Образование и педагогика » Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования » Проблема проявления креативных способностей в системе традиционного образования

В связи с таким пониманием нами креативных способностей, можно смело утверждать, что творческость и ее развитие в системе традиционного образования отсутствует, по крайней мере, ее целенаправленное развитие. Происходить это будет до тех пор, пока в школе не будет задан соответствующий принцип построения образовательного пространства. Основной задачей школы является осуществление последовательности и систематичности обучения. Можно сколько угодно резко и глубоко менять систему образования, но изменение будет продуктивным лишь до тех пор, пока сохраняется указанная последовательность и систематичность. Это изменение связано с изменением трудности и легкости освоения предметного содержания. Например, при традиционном обучении считается очевидным, что освоение бинома Ньютона или дифференциальных уравнений труднее, чем арифметических операций или систем уравнений с двумя неизвестными, и между первым и вторым должно быть помещено еще много разделов последовательно «обобщающих» легкое и простое и тем самым подводящих к трудному и сложному. Введение в содержание обучения логики восхождения от абстрактного к конкретному, а в его форму—логики построения учебной задачи разрушает это наивное представление. Меняются критерии простоты и сложности, а главное — легкости и трудности. Все “ответвления” исходного отношения одинаково сложны и относительно одинаково легки или трудны. По логике построения предмета труднее всего не конкретизация исходного отношения, а его выделение и представление (моделирование), т. е. первый шаг. Трудным должен быть сам переход от одного основания к другому, от одной предметности к другой. Это трудно, поскольку связано с преодолением границ собственного действия, границ орудия построения класса объектов (например, границ действия с меркой на переходе к понятию дробного числа).

В таком направлении речь идет отнюдь не о последовательности «накопления знаний», а о последовательности преодолений человеком своих «центраций», преодолений консервации средств мышления, задающих точку зрения и модель мира. Подобного рода преодоления имеют результатом объективацию собственной точки зрения и модели мира, объективацию оснований и границ своего опыта, их вынесение вовне и превращение в предмет работы (например, в виде определенных обращений ученика к учителю). Школа как выражение последовательности и систематичности имеет смысл как социокультурное воплощение рефлексивного освоения — такого освоения, в котором построение предмета оборачивается построением условий и границ собственных схем действования.

Говоря о таком принципе построения образования в рамках школы, я не утверждаю, что в существующей сейчас системе развитие креативности не может быть зафиксировано, ясно только то, что развитие творческих способностей происходит спонтанно, благодаря личным потенциям человека, но не благодаря специально, искусственно созданным условиям. В этом смысле дополнительное образование рассматривать в данном контексте более целесообразно, потому что, как мне кажется, дополнительное образование - это как бы как мостик между теорией и практикой. Теории у школьника было много, а вот практики не хватает. Не хватает возможности для реализации своих знаний, а если нет возможности свободного полагания контекстов – нет и самоопределения. Говоря словами Ф. М. Достоевского, оно «помогает нашим молодым людям открыть в себе человека», войти в большую жизнь и не потеряться в ней.

Еще по теме:

Эмпирическое исследованиеакадемической активности у студентов
Программный вопрос исследовании – как влияет участие в олимпиадах на академическую активность студентов? Цель: выявить является ли участие в олимпиадах выражением академической активности. Предмет исследования: академическая активность студентов Объект: студенты кафедры социальной работы и социальн ...

Работа над произносительной стороной устной речи на фронтальных занятиях
Основной задачей фронтальных занятий – уроков по обучению произношению – является закрепление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях. Уроки педагоги проводят в помещении, оборудованном звукоусиливающей аппаратурой. Это даёт возможность глухим учащимся не только опиратьс ...

Величины, изучаемые в начальной школе
Величина, так же как и число, является основным понятием курса математики начальных классов, в задачу которого входит формирование у детей представления о величине как о некотором свойстве предметов и явлений, которое прежде всего связано с измерением. В начальных классах используется интуитивный п ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru