Продуктивное мышление

Страница 1

Итак, говоря о креативных способностях в своей работе, опираясь на гипотезу В.С. Библера о том, что мышление может выступать как творчество, я буду подразумевать мышление и воображение. И действительно, можно долго петь и танцевать, но при этом не оставив при себе ничего кроме хорошо разработанных голосовых связок и мышц. С другой стороны и процессы мышления здесь могут попасть под подозрение. Как правильно указывает Дж.Дьюи в своей книге «Психология и педагогика мышления»: «Прежде всего, слово «мысль» употребляется очень широко, чтобы не сказать более. Все, что "взбредет в голову", называется мыслью». Мысль мысли, действительно, рознь. Есть «великая мысль Природы», есть божественная или бого-вдохновенная мысль, счастливая мысль, умная мысль. Есть мысли сатанинские, темные, черные, задние. Есть мысли ясные, светлые, прозрачные, глубокие, и есть мысли вздорные, смутные, туманные, легковесные, мелкотравчатые, приходящие наобум. Есть мысли живые, уместные, своевременные и мертворожденные, запоздалые, как сожаления. Есть мысли вялые, анемичные, тупые и мысли острые, энергичные, проницательные. Есть мысли высокие, благородные, добрые, и есть мысли низкие, корыстные, злые. Есть свободная мысль – мысль-поступление, поступок. Есть мысли блуждающие, несмелые и мысли законнопорожденные, уверенные (хорошо бы – несамоуверенные). Есть мысли трагические, глупые, абсурдные. И есть мысли самоуправные, порой назойливые, они сильнее нас, от них очень трудно избавиться.

В данном параграфе речь пойдет о мысли продуктивной, о мышлении, которое направляется желанием дойти до истины, обнаружить структурное ядро, докопаться до истоков ситуации; перейти от неопределенного, неадекватного отношения к ясному, прозрачному видению основного противоречия в ситуации; довести себя до такого состояния, когда проблема захватывает целиком.

Рассмотрим, какие же условия являются условиями разумного, осмысленного процесса мышления. Обычно называют следующие условия:

Должно быть получено правильное решение

Такое решение достигается благодаря применению логически правильных операций

Правильность результата должна быть доказана, он должен быть правилен во всех случаях

Но являются ли эти условия адекватным отражением того, с чем мы сталкиваемся в реальном, разумном процессе? Существует огромное различие между осмысленным решением, основанном на понимании сущности задачи, и решением, совершаемым посредством внешних действий.

Макс Вертегеймер в своей книге «Продуктивное мышление» говорит о недостатках и достоинствах традиционной логики и ассоциативной теории следующее: «Когда мы пытаемся описать процессы подлинного мышления в терминах традиционной формальной логики, результат часто оказывается неудовлетворительный: мы имеем ряд конкретных операций, но смысл процесса и все, что было в нем живого, убедительного, творческого как будто исчезают. Можно иметь цепь логических операций, каждая из которых вполне корректна сама по себе, но вместе взятые они не отражают разумный ход мыслей. И, действительно, встречаются логически мыслящие люди, которые в определенных ситуациях осуществляют ряд правильных операций, но последние весьма далеки от подлинного полета мыслей. Но не следует недооценивать роль традиционной логической тренировки, она ведет к строгости и обоснованности каждого шага, способствует развитию критичности ума, но сама по себе, очевидно, не приводит к продуктивному мышлению.

…Аналогичные трудности, - продолжает Вертгеймер, - возникают и в ассоциативной теории: как отличить разумное мышление от бессмысленных комбинаций, как объяснить творческие стороны мышления? Если решение задачи достигается в результате простого припоминания, механического повторения того, что было изучено ранее, благодаря случайному открытию в серии слепых проб, то я бы не решился назвать такой процесс разумным мышлением; и сомнительно, сможет ли нагромождение только таких явлений, пусть даже и в больших количествах, создать адекватную картину мыслительных процессов».

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Этапы логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией
Логопедическая работа по преодолению нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией проводится поэтапно. Предусматривается 3 этапа. Первый этап, подготовительный – основные его цели: 1 - нормализация мышечного тонуса. Проводится дифференцированный логопедический массаж. 2 - нормализация ...

Опыт воспитания нравственных ценностей у младших подростков
В данном параграфе будет рассмотрен опыт работы Глушаниной Веры Александровны, учителя МОУ Пологрудовская СОШ, с.Пологрудово, Омская обл., которая в течение 2007-2008 годов наблюдала за нравственным развитием своих воспитанников, применяя различные педагогические средства для решения данной задачи. ...

Рекомендации по проведению олимпиад
Для проведения социальной олимпиады 2014 года, мы предлагаем несколько памятных дат, на наш взгляд имеющих непосредственное отношение к социальной работе. 28 апреля 2014 года – всемирный день охраны труда (25 лет). Название олимпиад для школьников, абитуриентов и студентов единое. На выбор предлага ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru