Методика обследования просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Образование и педагогика » Формирование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией » Методика обследования просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 5

Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, самолет и т.д. и маленький, как подают голос животные и их детеныши».

У \ – большой (низкий) У / – маленький (высокий) голос

А\- А /-

О\- О /-

МУ \ – корова МУ / – теленок

АВ \ – собака АВ / – щенок

МЯУ \ – кошка МЯУ / – котенок

3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки: вверх – повышение высоты вниз – понижение высоты

Инструкция №1: «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У».

Инструкция №2:

«Покажи, как укачивают ребенка, куклу».

«Покажи, как стучат часы».

«Покажи, как звенит колокол».

Примечание: активно используется помощь в виде движений руки логопеда, которые указывают, вверх поднимается или вниз опускается голос.

Критерии оценки:

4 балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;

3 балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;

2 балла – задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;

1 балл – задание выполняется без модуляций голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;

О баллов – задание не выполняется.

8. Обследование модуляций голоса по силе

Целью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).

Материал для исследования: звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко и далеко.

1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса. Процедура: Ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением предмета удаленного – на тихий голос или картинку с изображением приближенного предмета – на громкий голос логопеда.

Инструкция №1: «Слушай внимательно. Плывет корабль, он гудит – «УУУУУ». Если пароход близко – он гудит громко, если далеко – тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо, где корабль далеко».

Громко Тихо

У – самолет близко У – самолет далеко

А – пожарная машина А – пожарная машина

близко далеко

О – поезд близко О – поезд далеко

И – «скорая помощь» И – «скорая помощь»

близко далеко

Инструкция №2: «Послушай, как подают голос разные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомним, что если далеко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слышим громкий».

Громко Тихо

Жук – ЖЖЖЖЖ жжжжж

Комар – 3333333 ззззззз

Кузнечик – ЦЦЦЦ цццццц

Кукушка – КУ-КУ ку-ку

Лягушка – КВА-КВА ква-ква

Сова – УХ-УХ ух-ух

Осёл – ИА-ИА иа-иа

Примечание: звукоподражания дают вразнобой.

2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

Инструкция №1: «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»

Близко Далеко

Самолет (У) – . ? .?

Пароход (Ы) – . ? .?

Поезд (О) – . ? .?

Машина (И) – . ? .?

Инструкция №2: «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко)?» I

Близко Далеко

Жук (ЖЖЖ) – . ? .?

Комар (333) – . ? .?

Кузнечик (ЦЦЦ) – . ? .?

Кукушка (КУ-КУ). –.:. ? .? |

Лягушка (КВА) – . ? .?

Сова (УХ) – . ? .?

Корова (МУ) – . ? .?

3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

Инструкция №1: «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т.д. »(удаляющийся поезд, машина и т.д.). I

Инструкция №3: «Покажи, как подают голос приближающиеся животные, насекомые, птицы». Сначала тихо, шепотом, обычным голосом, затем громко, очень громко.

Жук – Ж Ж Ж

Комар – 3 3 3

Кукушка – КУКУ КУКУ КУКУ

Корова – МУ МУ МУ

Сова – УХ УХ УХ

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности
Из взаимосвязанных элементов любой дидактической системы - целей и содержания обучения, его технологий и организационных форм, средств обучения, преподавателей и обучаемых - системообразующим является тот, который в наибольшей степени испытывает влияние метасистемы высшего уровня - системы вуза или ...

Проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка-инвалида увеличиваются. Жилье обычно не приспособле ...

Основные технические приемы рисования красками
Выполняя живописное произведение, необходимо придер­живаться определенной последовательности. Обычно худож­ник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в кото­рых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru