Методика обследования просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Образование и педагогика » Формирование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией » Методика обследования просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией

Страница 10

Критерии оценки:

4 балла – повторил верно.

3 балла – убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла – темп изменяет незначительно.

1 балл – темп не может изменять, не управляет темпом.

О баллов – задание недоступно.

4. Самостоятельное управление темпом речи

Самостоятельное изменение темпа речи ребенок должен производить по сигналу на материале небольшого знакомого стихотворения, например, «Мой веселый звонкий мяч» С. Маршака.

Процедура: При предъявлении различных картинок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция: «Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху – читай медленно, увидишь ежа – читай нормально, спокойно». Картинки

Мой веселый звонкий мяч, Черепаха

Ты куда пустился вскачь? Ёж

Синий, красный, голубой, Заяц

Не угнаться за тобой. Черепаха

Критерии оценки: (см. задания №3)

14. Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией

Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.

Обследование включает два вида инструкций:

1-я инструкция – выполнение задания; 2-я инструкция – оценка ребенком качества выполнения задания.

Материал для обследования: ритмические удары, звуки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.

Обследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий.

При необходимости задание повторяется для ребенка 1-2 раза.

1) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов.

Инструкция №1: «Повтори удары за логопедом».

Изолированные – ///, //, /;

Серии простых – // // //, /// ///;

Акцентированные – / U / U, // U, UU /.

Условные обозначения: / – громкий удар, U – тихий удар.

Инструкция №2: «Ты правильно выполнил?»

2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков.

Инструкция №1: «Повтори за логопедом звуки».

АУ

АУО

АОУИ

Инструкция №2: «Ты правильно повторил?»

3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов.

Инструкция №Г. «Повтори за логопедом слоги».

КА-ГА-КА

БУ-ПУ-БУ

КА-ТА-ЧА

ДА-ДЯ-ТА-ТЯ

Инструкция №2: «Ты правильно повторил?»

4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов.

Инструкция №1: «Повтори за логопедом два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»

КОСА-КОЗА ТАЧКА-ДАЧКА

КРЫША-КРЫСА НОРА-КОРА

УТОЧКА-УДОЧКА БОЧКА-ПОЧКА

КОРА-ГОРА КАДУШКА-ПОДУШКА

ПАШНЯ-БАШНЯ НОРКА-КОРКА

МЫШКА-МИШКА ТОЧКА-ДОЧКА

Инструкция №2: «Ты правильно ответил?»

5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры.

Инструкция №1: «Повтори за логопедом слова».

КОСМОНАВТ МИЛИЦИОНЕР

СНЕГОВИК ЭКСКУРСИЯ

САМОСВАЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК

УЧИТЕЛЬНИЦА АКВАРИУМ

ПУГОВИЦА ВЕЛОСИПЕД

КРАНОВЩИК ИНДЕЕЦ

Инструкция №2: «Ты правильно сказал слова?»

6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры.

Инструкция №1: «Повтори за логопедом».

– Космонавт живет в космическом аппарате два месяца.

– Весело журчали весенние ручьи.

– Учительница учит учеников на уроке.

– На сковороде жарятся пять котлет.

– Экскурсовод проводит экскурсию в музее.

Инструкция №2: «Ты правильно сказал?»

7) Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций.

Инструкция №1: «Логопед скажет предложение, а ты измени интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».

– Машина остановилась на светофоре.

– В лесу выросли грибы.

– Котенок вылез из-под дивана.

Инструкция №2. «Ты правильно сказал? У тебя получился вопрос?»

8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении.

Инструкция №1: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала голосом выделить первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль».

1 раз – МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

2 раз – МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

3 раз – МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

Инструкция №2. «Ты смог передать главную мысль?

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Назначение и возможности текстовых редакторов и текстовых процессоров
Для работы с текстом используют два основных класса программного обеспечения: текстовые редакторы и текстовые процессоры. Разница между ними, в первую очередь, заключается в способах оформления текста, введенного в компьютер. Текстовые редакторы служат в основном для ввода и редактирования текста. ...

Игра —основное условие использования компьютера в ДОУ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. И уже почти ни кто не задает вопрос: Почему? Да потому, что компьютер привлекателен ...

Содержание деятельности учреждений для детей-сирот на современном этапе
На современном этапе развития общества содержание деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, является актуальной социально-педагогической проблемой. По-новому посмотреть на проблемы детских домов позволяет социальная педагогика. Понятием «социальный» (от лат. socialis – ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru