Эмпирическое исследование. Процедура исследования

Страница 1

темперамент коммуникативный эмпатия педагог

Мы проводили исследование над группой мужчин и женщин. Группа состоит из 5 мужчин и 5 женщин, всего 10 человек.

Используемые методики в проводимом исследовании:

- личностный опросник Г. Айзенка;

- методика на коммуникативные и организаторские способности В.В. Синявского и В.А. Федорошина

- методика И.М. Юсупова "Способность педагога к эмпатии".

Задача личностного опросника Г. Айзенка – выявление индивидуальных характеристик темперамент.

Опросник Айзенка включает в себя 2 основные шкалы: экстраверсия – интроверсия, нейротизм. Помимо этого, на основе обследования шкал интроверсии – экстраверсии и нейротизма Айзенк вывел показатели темперамента личности по классификации Павлова. А также дополнительную шкалу – «шкалу лжи», которая предназначена для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Экстраверсия – интроверсия характеризует типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Холерик характеризуется импульсивностью, легкой возбудимостью – процессы возбуждения преобладают над торможением. Его движения стремительны, энергичны, резки. С учетом высокой эмоциональной восприимчивости это крайне неуравновешенный человек.

Склонен к резкой смене настроения, подвержен эмоциональным срывам. Вследствие быстрой истощаемости ресурсов нервной системы в работе для него характерна цикличность: то он увлеченно, страстно отдается любимому делу, заряжает своей энергией других людей, то становится апатичным и равнодушным ко всему. Ему трудно сдерживать проявление своих эмоций, он зачастую бывает излишне резок.

Для сангвиника характерны большая подвижность, энергичность, работоспособность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, общительность. Он быстро говорит, причем речь сопровождается живой мимикой и активной жестикуляцией. Сангвиник ориентирован на новое, гибок в общении с окружающими людьми. Он стрессоустойчив, сравнительно легко переживает свои неудачи. Однако в неблагоприятных условиях у сангвиника могут сформироваться такие отрицательные качества, как неумение сосредоточиваться, поспешность, поверхностность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Должностная инструкция педагога
Настоящая должностная инструкция разработана на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утверждённого Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 14 ав ...

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход
Современная дидактика располагает богатым инструментарием обучения и воспитания. Ведущими специалистами в области образования разработаны и классифицированы по определенным основаниям различные группы методов обучения Многообразие и оригинальность подходов свидетельствует о разработанности этого на ...

Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
Первые годы обучения в школе характеризуются бурным развитием процессов воображения. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Воображение позволяет ребенку углублять и закреплять такие ценные качества личности, как смелость, решительность, находчивость, организованность; с ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru