Развитие выразительности речи посредством лексико-стилистической работй с современнойц русской прозой

Образование и педагогика » Лексико-стилистическая работа на уроке русского языка как средство повышения выразительности речи школьников » Развитие выразительности речи посредством лексико-стилистической работй с современнойц русской прозой

Страница 2

Выразительными средствами в литературно-художественном являются тропы, стилистические и риторические фигуры, что в максимальной степени способствует реализации одной из основных функций этих стилей. В художественной литературе средства выразительности выполняют эстетическую функцию; речевая выразительность здесь - один из главных приемов воздействия на читателя. В художественном произведении любая языковая единица может стать стилистически значимой, превратиться в средство художественной изобразительности и выразительности.

К самым обычным выразительным средствам языка обычно относят тропы и стилистические фигуры, называя их изобразительно-выразительными средствами. Тропами называют разновидности переносного употребления слов. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. Наиболее распространенные виды тропов – сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, перифраза. Благодаря переносному метафорическому употреблению слова создается образность речи. Поэтому тропы обычно относят к средствам словесной образности, или изобразительным. Действенность и выразительность тропов в их оригинальности, новизне, необычности: чем необычнее, оригинальнее тот или иной троп, тем он выразительнее. Наиболее употребляемыми являются следующие тропы.

Сравнение как термин поэтики - сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, третьему элементу сравнения. Сравнение часто рассматривается как особая синтаксическая форма выражения метафоры, «тишина была похожа на пшёнку» (В.Пелевин «Желтая стрела»).

Метафоризация - один из наиболее распространенных способов создания образности - охватывает огромное количество общеупотребительных, нейтральных и стилистически маркированных слов, в первую очередь многозначных. Способность слова иметь не одно, а несколько значений узуального характера, а также возможность обновления его семантики, его необычного, неожиданного переосмысления и лежит в основе лексических образных средств.

Кроме метафоризации и эмоционально-экспрессивной окраски слова в качестве средств выразительности используются многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, лексика ограниченного употребления, архаизмы, неологизмы. Многозначные слова и омонимы часто используются в иронических и пародийных целях, для создания каламбуров. Для этого в одном контексте намеренно сталкиваются слова-омонимы или разные значения одного и того же слова.

Составляют основу многих шуток, каламбуров индивидуально-авторские омонимы. Подчеркнуть ту или иную деталь, выразить определенное отношение к названному предмету или явлению, дать его оценку и, следовательно, усилить выразительность речи позволяет использование синонимов.

В качестве выразительного средства создания контраста, резкого противопоставления используются в речи антонимы. Они лежат в основе создания антитезы - стилистической фигуры, построенной на резком противопоставлении слов с противоположным значением. Этот стилистический прием придает речи эмоциональность, необычайную выразительность. Антитеза позволяет добиться афористической точности в выражении мысли. Поэтому антонимия лежит в основе многих пословиц, поговорок, образных выражений, крылатых фраз. Антонимы в таких случаях, создавая контраст, ярче подчеркивают мысль, позволяют обратить внимание на самое главное, способствуют краткости и выразительности высказывания. Определенными выразительными возможностями обладают слова-паронимы. Они служат средством создания юмора, иронии, сатиры. Важным средством выразительности в художественной речи являются индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы), привлекающие внимание читателя (или слушателя) своей неожиданностью, непривычностью, исключительностью. Усиливают выразительность речи лексические повторы. Они помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания, придают речи эмоционально-экспрессивную окраску. Источником выразительности речи являются фразеологические сочетания, характеризующиеся образностью, экспрессивностью и эмоциональностью, что позволяет не только назвать предмет или явление, но и выразить определенное отношение к нему. Увеличивает выразительные возможности фразеологизмов их способность вступать друг с другом в синонимические отношения. Сведение фразеологизмов в синонимический ряд или одновременное употребление лексических и фразеологических синонимов усиливает экспрессивную окраску речи.

Особую выразительность речи придает использование особого семантического типа словосочетаний, называемого - оксюморон: «стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое». Оксюморон позволяет раскрыть сущность предметов или явлений, подчеркнуть их сложность и противоречивость.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Развивающие игры методики Никитиных
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, ...

Уважение к старшим у калмыков
У калмыков есть поучительные поговорки: "Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок", "У человека есть старшие, а у шубы - воротник". Этим моральным правилам следовали из поколения в поколение. Дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителя ...

Недостатки педагогики сотрудничества
Как и у любой теории помимо приверженцев всегда есть те ученые, практики и специалисты, связанные с педагогической деятельностью, которые не поддерживают или открыто критикуют представленные предположения и методы работы. Против педагогики сотрудничества обычно выступают учителя специальных школ с ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru