x = 360 (км).
2) Проведем теперь рассуждения синтетически, также сопровождая их схемой и записью решения.
Зная скорость движения автомобилей, можно узнать скорость сближения (50+40=90(км/ч)). Зная место встречи, можно узнать на сколько один автомобиль проехал больше другого (20+20=40(км)); зная скорости автомобилей, можно узнать разность скоростей, которая обусловила разность пройденных до встречи путей (50-40=10 (км/ч)). Зная оба различия, можно узнать время сближения – время пути до встречи (40÷10=4(ч)). Зная время сближения и скорость сближения, можно найти путь АВ (90×4=360 (км)). |
скорость разность сближения расстояния 50+40=90 20+20=40 разность скоростей 50-40=10 время сближения 40÷10=4 Расстояние АВ 90×4=360 |
Решение
1) 20+20=40(км),
2) 50-40=10 (км/ч),
3) 40÷10=4(ч),
4) 50+40=90(км/ч),
5) 90×4=360 (км).
Анализ открывает путь решения задачи, а синтез осуществляет это решение. Поэтому анализ иногда называют методом открытия. А синтез методом обоснования. Решая любую текстовую задачу арифметическим способом, ученик (и учитель) обязательно намечают план решения (а это и есть скрытый анализ), и уже затем формулируют первый вопрос (или записывают первое действие). Решение многих текстовых задач методом уравнений, несомненно, легче, чем их решение арифметическим методом. Вместе с тем, следует помнить, что только анализ не имеет доказательной силы и поэтому всегда соседствует с синтезом. Поэтому решение задачи методом уравнений нуждается в смысловой проверке, а выкладки, полученные аналитическим путем (от искомого к данным) нуждаются в синтетическом подтверждении (от данных к искомому).
При работе с текстовыми задачами, необходимо, прежде всего, помнить, что важно не столько решить задачу, сколько научить учащихся решать задачи, догадываться, рассуждать, обосновывать или опровергать свои догадки и уметь проверять полученный результат.
Работа по формированию умений перевода сюжета задачи на математический язык разбивается на несколько этапов.
1 этап. Составление и расшифровка числовых выражений
2 этап. Составление буквенных выражений
3 этап. Расшифровка буквенных выражений в соответствии с данной ситуацией.
4 этап. Составление равенств.
5 этап. Расшифровка равенств.
Система упражнений учебника «Математика» 5-6 класс Зубарева И.И., Мордкович А.Г. по формированию умений составления математических моделей
Для рассмотрения этапов формирования умений перевода сюжета задачи на математический язык проанализируем учебник И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика, 5 класс».
1 этап. Составление и расшифровка числовых выражений.
§ 2. Числовые и буквенные выражения.
№32
Стоимость батона хлеба - 5р., а стоимость плитки шоколада – 15р. Запишите в виде выражения:
1) на сколько плитка шоколада дороже батона хлеба;
2) Во сколько раз плитка шоколада дороже батона хлеба;
3) стоимость плитки шоколада и батона хлеба вместе;
4) стоимость двух плиток шоколада;
5) стоимость трех батонов хлеба;
6) стоимость двух плиток шоколада и трех батонов хлеба вместе;
7) на сколько две плитки шоколада дороже трех батонов хлеба;
8) во сколько раз две плитки шоколада дороже трех батонов хлеба.
Найдите значения полученных выражений.
Начинаем разбор задачи с вопроса «Что нам известно в задаче?». Известно, что батон хлеба стоит 5 р., а плитка шоколада – 15 р. Мы должны записать выражения и найти их значения. Дети это делать умеют.
1) 15-5=на 10р. плитка шоколада дороже батона хлеба;
2) 15÷5=в 3 раза плитка шоколада дороже батона хлеба;
3) 15+5=20р. стоят батон хлеба и плитка шоколада вместе;
4) 15×2=30р.стоят две плитки шоколада;
5) 5×3=15р. стоят три батона хлеба;
6) 15×2+5×3=45р. стоят 2 плитка шоколада и 3 батона хлеба вместе;
7) 15×2-5×3=на 15р. две плитки шоколада дороже трех батонов хлеба;
8) (15×2)÷(5×3)= в 2 раза две плитки шоколада дороже трех батонов хлеба.
Мы ответили на все вопросы задачи. Нашли значения полученных выражений.
После этой задачи учащимся сообщается: все выражения, которые у вас получились, содержат только числа и знаки действий, такие выражения называются числовыми.
Еще по теме:
Формирование фундаментальной базы средне специального образования с
применением опыта зарубежных стран, как решение проблем профессионального
образования
Основной целью модернизации профессионального образования это представление рынку труда специалиста отвечающей всем требованиям квалификационной характеристики рабочей профессии. В период с 1998 по нынешний год в профессиональном образовании активно участвуют иностранные представители Германии, Вел ...
Проблемы школы Френе в России
Идеи французского педагога проникли в Россию достаточно случайно. Несмотря на довольно ярко выраженные прокоммунистические взгляды педагога, до конца 80-х годов в бывшем Советском Союзе не было опубликовано ни одной его работы. В результате сотрудничества посольства Франции в Москве, Минобразования ...
Обращение классного руководителя к родителям
Давайте зададим себе вопросы. Чего хотят и о чём мечтают родители? К чему стремятся педагоги? Какими они хотят видеть детей? Каждый из нас стремится к тому, чтобы жизнь детей сложилась благополучно и счастливо. Но счастье – не просто удача, выигрышный билет в лотерее. Оно во многом зависит от того, ...