Суть Вальдóрфского образовáния

Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.

Вальдорфская педагогика - создана в начале 20 века Рудольфом Штайнером . Согласно Штайнеру человек состоит из 7 оболочек. Для педагогических целей важно, что эти оболочки формируются у ребенка с возрастом, каждый год в течение 7 лет:

1. Физическое тело.

2. Жизненное (эфирное) тело.

3. Астральное (ощущающее душевное) тело.

4. Я, как зерно души (душа рассудочная).

5. Самодух, как преображенное астральное тело (исполненная духом душа сознательная).

6. Жизнедух, как преображенное жизненное тело.

7. Духочеловек, как преображенное физическое тело.

В соответствии с этим возрастным делением и строится обучение ребенка.

Так как, по Штайнеру, у человека раньше формируется астральное (ощущающее) тело, в вальдорфском детском саду очень много внимания обращают на развитие способности к ощущениям. Все дети занимаются музыкой и эвритмией (сочетание движений с ритмическими текстами, стихами и музыкой). Группы в детском саду разновозрастные. Очень много времени дети занимаются прикладным творчеством: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. В вальдорфской школе очень много театрализованных праздников, драматических и кукольных спектаклей. Педагоги стараются приблизить ребенка к природе и наглядно дать ему представления об окружающем мире: показывают процесс выращивания пшеницы и изготовления ниток, ухода за животными и т.д.

Спецификой вальдорфской педагогики является очень позднее обучение детей чтению, письму и счету - считается, что обучение и стимуляцию интеллекта можно начинать только тогда, когда эмоциональный мир ребенка уже сформировался. А это, согласно Штайнеру, происходит к 14 годам. Интеллект ребенка стремятся «не отягощать» - первоочередное внимание уделяется «творческому» развитию.

В школе нет оценок, детей не оставляют на второй год - главной своей целью педагоги читают создание такой психологической атмосферы в школе, в которой ребенку было бы комфортно. Основной педагогический метод - совместное ( с учителем) открытие окружающего мира и удивление им.

Предполагается, что подобные отношения и вся педагогическая система формируют у детей мотивацию учиться. На деле же будьте готовы, вместо того, чтобы учиться писать, ребенок будет в течение года рисовать большие овалы разными чернилами (рисовать маленькие - насилие над психикой), а учителя будут уверять, что умение писать придет позже.

Еще по теме:

Обзор компьютерных программ, предназначенных для коррекционно-развивающей работы с детьми
Программа «Мир за твоим окном» Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» включает несколько сотен заданий. В методическом руководстве показано, как с помощью предлагаемой компьютерной технологии выявить скрытые при традиционном обучении проблемы в развитии ребенка, как трансфор ...

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию второклассников на уроках чтении
Новые хрестоматии по литературному чтению существенно изменили традиционно сложившийся список авторов, чьи произведения в течение многих лет изучались в начальной школе. В круг обязательного детского чтения вошли произведения Ф. Кривина, В. Голявкина, Г. Цыферова, Б. Емельянова, С. Воронина и др. Н ...

Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru