Суть Вальдóрфского образовáния

Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.

Вальдорфская педагогика - создана в начале 20 века Рудольфом Штайнером . Согласно Штайнеру человек состоит из 7 оболочек. Для педагогических целей важно, что эти оболочки формируются у ребенка с возрастом, каждый год в течение 7 лет:

1. Физическое тело.

2. Жизненное (эфирное) тело.

3. Астральное (ощущающее душевное) тело.

4. Я, как зерно души (душа рассудочная).

5. Самодух, как преображенное астральное тело (исполненная духом душа сознательная).

6. Жизнедух, как преображенное жизненное тело.

7. Духочеловек, как преображенное физическое тело.

В соответствии с этим возрастным делением и строится обучение ребенка.

Так как, по Штайнеру, у человека раньше формируется астральное (ощущающее) тело, в вальдорфском детском саду очень много внимания обращают на развитие способности к ощущениям. Все дети занимаются музыкой и эвритмией (сочетание движений с ритмическими текстами, стихами и музыкой). Группы в детском саду разновозрастные. Очень много времени дети занимаются прикладным творчеством: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. В вальдорфской школе очень много театрализованных праздников, драматических и кукольных спектаклей. Педагоги стараются приблизить ребенка к природе и наглядно дать ему представления об окружающем мире: показывают процесс выращивания пшеницы и изготовления ниток, ухода за животными и т.д.

Спецификой вальдорфской педагогики является очень позднее обучение детей чтению, письму и счету - считается, что обучение и стимуляцию интеллекта можно начинать только тогда, когда эмоциональный мир ребенка уже сформировался. А это, согласно Штайнеру, происходит к 14 годам. Интеллект ребенка стремятся «не отягощать» - первоочередное внимание уделяется «творческому» развитию.

В школе нет оценок, детей не оставляют на второй год - главной своей целью педагоги читают создание такой психологической атмосферы в школе, в которой ребенку было бы комфортно. Основной педагогический метод - совместное ( с учителем) открытие окружающего мира и удивление им.

Предполагается, что подобные отношения и вся педагогическая система формируют у детей мотивацию учиться. На деле же будьте готовы, вместо того, чтобы учиться писать, ребенок будет в течение года рисовать большие овалы разными чернилами (рисовать маленькие - насилие над психикой), а учителя будут уверять, что умение писать придет позже.

Еще по теме:

Диагностика физической подготовленности юношей старшего школьного возраста
Опытно-экспериментальная работа по изучению роли национальных видов спорта в физическом воспитании юношей проводилась на базе АСОШ Олекминского улуса. Целью опытно-экспериментальной работы является изучение влияния национальных видов спорта на развития физической подготовленности юношей старшего шк ...

Почитание старших в казачьем обществе
Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом. Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и оф ...

Анализ категории дидактическое пространство
Образование естественно вписывается в образ определенного социума, макро- и микрокультуры, правил и норм общения и деятельности, но оно выполнит свою задачу, если не только поможет ребенку адаптироваться к социуму, но и подготовит молодое поколение к деятельностной активности, разовьет способность ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru