Особенности произношения детей с нарушениями слуха

Страница 1

На основе многолетнего опыта работы в школе I - II вида для глухих и слабослышащих детей г. Таганрога сурдопедагогом А.В.Ивановой были прослежены и обобщены особенности произношения глухих детей.

Доказано, что успешное овладение учебной программой в значительной степени зависит от качества произношения учащихся. Несмотря на то, что глухие дети приходят в школу с разной подготовкой, обучаясь до этого в разных условиях (в специальном детском саду, дома), недостатки произношения у них родственные, а качество произношения, как правило, плохое. В первую очередь, обращает на себя внимание низкий уровень овладения словом. Всё многообразие ошибок можно объединить в две большие группы:

1) слитное воспроизведение слова, при котором отмечаются грубые искажения звукового состава, типа: «йайа» (Саша), «воэп» (восемь), «фапыка» (шапка) и т.д.;

2) послоговое (по частям), даже иногда позвуковое воспроизведение слова с относительным соблюдением звукового состава, типа: «Са ш а» или «Са са» (Саша), «во с э м» (восемь), «ш а пы ка» (шапка) и т.д.

И в том, и в другом случае резко нарушается разборчивость речи (что неблагоприятно сказывается на ходе и темпе урока), нарушается её слитность (что в конечном итоге также приводит к снижению разборчивости устной речи). У детей наблюдается полное отсутствие интонационной окраски речи, её замедленный темп.

Хотя глухие дети обладают вполне или почти нормально развитым витальным (внеречевым) дыханием, иначе обстоит дело с речевым дыханием. У них обычно наблюдается утечка и перерасход воздуха во время речи, вдох – короткий, выдох – недостаточно сильный и длительный. Поэтому часто наблюдается неумение правильно членить предложения, фразы на смысловые отрезки.

У детей, потерявших слух на первом-втором году жизни, и у врождённо глухих, не имеющих существенных остатков слуха, часто встречаются различные недостатки голоса. Эти дефекты касаются силы голоса, его высоты и тембра:

• голос очень тихий, слабый, едва слышный или, наоборот, крикливый;

• голос слишком высокий или слишком низкий; фальцетный голос; голос, который повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках;

• голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха; гнусавый, хриплый или сдавленный, скрипучий голос.

Дети поступают в первый класс с большим количеством ошибок в артикуляции звуков. Как правило, они не владеют аффрикатами, звонкими (особенно взрывными) согласными. Отмечается ряд грубых дефектов, значительно снижающих разборчивость речи.

Недостатки произношения гласных звуков в основном связаны с нарушением подъёма языка и звукового ряда:

1. Ы-образная артикуляция гласных. Звуки [а], [о], [э], [и] звучат близко к [ы]: «пыапыа» (папа), «пыол» (пол), «мыэл» (мел), «вылкыа» (вилка).

2. Расширение артикуляции. Гласный произносится при более широком, чем обычно, растворе рта, что, в свою очередь, приводит к снижению подъёма языка и уменьшению лабиализации огубленных звуков. Слова пол, суп, мел, пила звучат соответственно как «пал», «соп», «мал», «пэла».

3. Сужение артикуляции. Гласный произносится при значительно более узкой, чем в норме, ротовой щели (очень сближены губы при произнесении [о] и [у], чрезмерный подъём спинки языка при [э] и [и] ). Слова папа, пол, суп, мел, пила звучат соответственно как «пэпэ», «пул», «сwп», «пjла» или «пзьла». Звук [у] иногда произносится с призвуком, напоминающим южнорусское фрикативное [г].

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка
При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, к ...

Методика обучения информационному моделированию с применением поисковой исследовательской задачи на уроке по теме «Использование MS Excel для решения задачи оптимального планирования»
1. Вводно-мотивационный этап: Цели урока: Образовательная: - разработка информационной модели, позволяющей определить оптимальное количество кондитерских изделий с целью получения наибольшей выручки. - практическое освоение функции MS Excel «Поиск решения» для построения оптимального плана. Развива ...

Вологодское кружево
Под вологодским кружевом понимается русское кружево вообще. Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, - одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетен ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru