Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина .
Сосна высокая, а куст .
Пчела летает, а гусеница .
Дорога широкая, а тропинка .
Опёнок съедобный, а мухомор .
•Упражнение «Подбери правильно»
Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.
Образец: Густой туман. Дремучий лес.
Густой, дремучий (лес, туман); Старый, пожилой (человек, пар);
Коричневый, карие (костюм, глаза); Смуглый, тёмный (лицо, волосы);
Горячий, знойный (чай, воздух).
3. Развитие словообразования
•Игра «Назови ласково
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -
овца -
собака -
белка -
сани -
ложка -
кольцо-
коса- сумка - шапка -
•Игра «Большой - маленький»
Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.
замок - мяч -
стул - заяц -
ключ - яблоко -
сын - апельсин -
колокол - банан -
•Игра «Кузовок»
Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку), кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок. Выигрывал тот, кто больше называл слов (комок, теремок и т.д.).
•Упражнение « Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное повидло;
Из банана - банановое повидло;
Из лимона - лимонный сок;
Из груши - грушевый компот;
Из малины - малиновое варенье;
Из грибов - грибной суп и т.д.
•Упражнение «Какой?»
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой?) .
Стул низкий, а стол (какой?) .
Слон большой, а муравей (какой?) .
•Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
из соломы -
из шерсти –
из меха –
из глины -
из стекла-
из картона-
из бумаги-
из снега-
из металла-
из железа-
•Упражнение «Чей хвост?
» ( Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита —у волка —
у барсука -у белки -
у кошки -у утки -
у льва -у кота -
у гуся -у лисы -
у петуха -у собаки -
•Упражнение «Доскажи слово»
Цель: научить детей образовывать существительные и прилагательные разными способами.
Детям читались стихи (И.Лапухина), а они догадывась, какими словами, похожими на слово «дом», надо закончить каждую вторую строчку.
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил . (дом).
Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал . (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил . (домишко).
Старый, мудрый гном - гномище
Выстроил большой . (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был . (домосед).
А за печкой за трубой Жил у гнома . (домовой).
Очень строгий, деловитый, Аккуратный, . (домовитый).
Мох, калину, зверобой -
Всё из леса нёс . (домой).
Есть любил он суп вчерашний
Пил он только квас .(домашний).
Каждый день соседи - гномы
Навещали деда . (дома).
Всех встречал радушно гном,
Еще по теме:
Характеристика возрастных особенностей младших подростков
В этом параграфе мы рассмотрим возрастные особенности детей младшего подросткового возраста, которые необходимо учитывать в процессе воспитания у них нравственных ценностей. Мы проанализировали возрастные особенности, исследуемые Л.И. Божович, Н.С. Лейтес, Д.Б. Элькониным, Д. И. Фельдштейном и Л. К ...
Методология и методика изучения ценностных
ориентаций
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных ориентаций можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х-70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность М. Рокич определяет как ...
Личность учителя
Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде ...