Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Образование и педагогика » Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Тема квалификационной работы посвящена достаточно актуальной теме - своевременному формированию и совершенствованию словаря у детей дошкольного возраста, её тесной взаимосвязи со становлением познавательной деятельности и развитием речевых навыков и умений. Новые разработки этой проблемы с учётом системного подхода становятся достаточно значимыми.

Достоинством квалификационной работы является ее практическая часть, вторая глава (экспериментальное исследование), изучение библиографического материала в сочетании с наблюдением, организация и сбор дидактического материала. Содержание констатирующего эксперимента соответствует предъявляемым требованиям. Автор обнаружила достаточно глубокие знания по заявленной проблеме, проявила навыки самостоятельности при проведении исследования.

Работа в целом логически грамотно структурирована, достаточно наглядными и дидактически грамотными представлены материалы в приложении.

В ходе исследовании автором доказано, что особым образом организованная речевая деятельность детей с ОНР, применение коммуникативного подхода, различных форм и приёмов обучения (включая игровые), использование творческих заданий на различных видах занятий, способствует активизации разнообразных речевых проявлений у детей, развитию и совершенствованию связной устной речи.

Наряду в целом с положительной оценкой выполненной работы следует сделать замечание: работа не лишена технических погрешностей в её оформлении.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

В целом уровень речевого развития современных детей - дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят Процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85- 90% детей с различными речевыми отставаниями и патологией. Такое положение дел привело к тому, что многие школы вынуждены привлекать к работе с детьми начального звена специалистов-логопедов. Однако наблюдения за работой логопедов в школах, беседы с ними показали, что исправить многие обнаруженные дефекты речи в этом возрасте очень сложно, а иногда и невозможно. Это происходит потому, что многие речевые дефекты детей не были своевременно выявлены, окончательно сформировались и закрепились на уровне связи в коре головного мозга. К тому же исправление «застарелых» дефектов устной речи происходит на фоне интенсивного обучения детей письменной речи (чтению и письму).

С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи».

Проблема развития лексики у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы. Так как уже установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка. Дисграфия и дислексия возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития.

Рассмотрение темы «Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня)», позволит более полно понять характер нарушения речевого развития детей и наметить эффективные пути преодоления этой проблемы.

Проблема исследования:

развитие словарного запаса у дошкольников с ОНР III уровня актуально, так как количество детей с данной речевой патологией с каждым годом увеличивается и развитие словарного запаса детей будет способствовать более успешной подготовке к обучению в школе. Объект исследования:

словарный запаса у старших дошкольников с ОНР (III уровня).

Предмет исследования:

формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).

Цель:

формирование словаря старших дошкольников с ОНР III уровня, путем использования логопедических упражнений.

Гипотеза исследования:

эффективность формирования словарного запаса у старших дошкольников с ОНР (III уровень) будет существенно повышена, если в логопедической работе будет применяться специально разработанный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.

Задачи:

1)проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;

2)выявить сформированность словаря у старших дошкольников с ОНР (III уровня);

3)разработать и выявить содержание коррекционной работы направленной на сформирование словарного запаса старших дошкольников с ОНР (III уровня);

Методы исследования

определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами. Для проведения соответствующего исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относятся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение за детьми, педагогический эксперимент, процесс обучения по разработанной системе; контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развиваающих мероприятий.

Практическая часть исследования

заключается в разработке эффективных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей речевому формированию словарного запаса старших дошкольников с ОНР (III уровень). Разработанный методический материал может быть полезен педагогам в коррекционно-практической деятельности.

Организация исследования.

Базой исследования явилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 321» в городе Красноярске.

Исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2009 г. в три этапа.

Первый этап - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.

Второй этап - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование комплекса экспериментального обучения.

Еще по теме:

Работа над произносительной стороной устной речи на фронтальных занятиях
Основной задачей фронтальных занятий – уроков по обучению произношению – является закрепление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях. Уроки педагоги проводят в помещении, оборудованном звукоусиливающей аппаратурой. Это даёт возможность глухим учащимся не только опиратьс ...

Использование поэтических произведений в обучении родному языку
Произведения национальной детской литературы способствуют развитию речи, дают образцы родного литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного с ...

Организация деятельности учреждений для детей сирот в России и за рубежом: история и современность
Для осмысления сущности деятельности на современном этапе учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, целесообразно обратиться к практике призрения осиротевших детей в России на разных исторических этапах развития общества. Историко-педагогический анализ позволяет выявить педагогическ ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru