Опыт воспитания нравственных ценностей у младших подростков

Страница 1

В данном параграфе будет рассмотрен опыт работы Глушаниной Веры Александровны, учителя МОУ Пологрудовская СОШ, с.Пологрудово, Омская обл., которая в течение 2007-2008 годов наблюдала за нравственным развитием своих воспитанников, применяя различные педагогические средства для решения данной задачи.

Вера Александровна начала свою работу с диагностики:

"В 2007 свою работу с пятиклассниками начала с изучения семей, знакомства с родителями ребят, с наблюдения за детьми, диагностического исследования классного коллектива. В результате проведенной работы получила социальный портрет класс: в классе всего 2% родителей имеют высшее образование, 5% среднее специальное, 93% среднее или неполное среднее образование. Большинство семей живет ниже прожиточного минимума, большой процент безработных родителей, неполных семей.

Диагностика позволила также выявить низкий уровень учебной мотивации обучающихся, изучение уровня воспитанности показало, что представления ребят о нормах нравственности отличаются расплывчатостью.

Учащиеся не отличались чуткостью, внимательностью, приветливостью в отношениях друг с другом. Нравственная самооценка школьников была преимущественно завышенной; отмечены случаи, когда подростки с излишней самокритичностью относились к своей персоне; процент подростков с адекватной самооценкой был небольшой. Нравственная оценка подростками своих сверстников была нейтральной (65%), доброжелательной (15%) и недоброжелательной (20%). От подростков в классе можно было услышать недобрые шутки, неуместные комментарии в адрес одноклассников, т.е. в отношении друг к другу у подростков наблюдалась, если применять терминологию, принятую в психологии, косвенная агрессия. Иными словами, подростки проявляли агрессию, которая окольными путями направлена на другого человека (насмешки, злые реплики)".

Созданная Верой Александровной диаграмма наглядно продемонстрировала, отношение детей к различным ценностям.

В своей работе Вера Александровна:

1) Обращала внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением относилась к ее самым незначительным проявлениям.

2) Оценивая результаты воспитания, подчеркивала значимость позитивной динамики развития личности, а не соответствия, ее какому - либо эталону.

3) Применяла распространенные способы нравственного воспитания:

· активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем;

· организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

· формирование коммуникативных навыков школьников;

· формирование умения принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

4) Организовывала специальное обучение детей общению (Специальные занятия по культуре общения, которые способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи).

5) Прибегала следующим формам организации деятельности:

· Коллективные, групповые, индивидуальные

· Ролевые игры

· Тематические часы общения

· Выполнение проектов

· Индивидуальные беседы

· Консультации

· Работа с Портфолио

Темы занятий:

· общение в жизни человека,

· зачем нужно себя знать,

· я глазами других,

· мой внутренний мир,

· аукцион достоинств,

· ссоры,

· как правильно общаться,

· как правильно просить и отказывать.

6) Организация ролевых игр. В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчиненного определенным правилам.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Феноменальное явление Вологодского кружевного орнамента
Геометрические мотивы широко представлены в Вологодском кружеве. К первичным архаическим мотивам относятся точки, линии (прямые и ломаные), круги, многоугольники, меандр и др. Поначалу в изделиях кружевного промысла были отражены старинные местные узоры, от простейших мерных численных, исполняемых ...

Проблемы профессионального образования
С 2000 по 2006 год в Узбекистане произошел полный переход к новой структуре образовательной системы подготовки кадров. Десятилетнее школьное образование имело ряд недостатков. Большое количество учащихся девятых классов желали обучаться в 10 и 11 классах, чтобы как можно лучше подготовиться к посту ...

Понятие «живопись»
Живопись (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность. Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на каку ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru