Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.
В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.
Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. На уроках литературного чтения дети познают окружающего мира через понимание прочитанного. А в настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Проблема формирования познавательных учебных действий рассматривается в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». В разделе II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в пункте 9 указаны требования к результатами, таким, как: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучения и познанию и т.д.; метапредметным, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия, которые могут быть регулятивными, коммуникативными и познавательными; предметным, включающим опыт деятельности по получению нового знания.
А в пункте 11 в подпункте 5 сказано, что метапредметные результаты должны отражать «освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии».
Ш.А. Амонашвили в своей книге «Размышления о гуманной педагогике» говорил о проблеме обучения чтению, в частности о познавательном чтении. Ш.А. Амонашвили писал: «Чтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действительности, каким оно и является, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи». Если ребенок не задумается о самом прочитанном, если после прочтения у него не возникают разные ассоциации, если в прочитанном он не осмысливает, не видит саму жизнь, тогда какой смысл в том, что ребенок может прочесть и пересказать прочитанное.
Познавательное чтение направленно: сперва формировать навык чтения и постепенно приплюсовывать к нему понимание прочитанного, сперва озвучить слово, а потом осмыслить, какое слово было прочитано. Для ребенка трудным является второй момент чтения: читая слово или предложение, он полностью поглощен самим процессом опознавания и озвучивания букв, а процесс схватывания этого звучания в качестве смыслообразующего слова у него выпадает. Эти два процесса, которым суждено быть целостными, едиными, для него не становятся целостными.
Так, как главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающем миром; научить понимать жизнь. Проблема формирования познавательных учебных действий является актуальной на сегодняшний день.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе?
Исходя из актуальности проблемы, мы избрали тему исследования «Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе».
Цель исследования – разработать систему упражнений по формированию познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе.
Предмет исследования: формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе.
Гипотеза исследования: формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе будет обеспечиваться проведением специальных упражнений, направленных на:
– мотивацию чтения художественного произведения;
– понимание прочитанного;
– работу с планом художественного произведения.
Задачи исследования:
1) раскрыть психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения;
2) изучить литературоведческие основы работы с художественным текстом;
3) проанализировать возможность современных учебников и программ для формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения в 3 классе;
4) провести и описать результаты констатирующего среза.
База исследования: исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ №64, в 3 «а» классе, в количестве 6 человек.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в 3 классе.
литературный учебник чтение школьник
В данной главе представлена теоретическая часть исследования. Мы рассмотрим многообразия подходов к пониманию понятий «персонаж», «художественный образ», «композиция» и «жанр рассказ» и особенности познавательной деятельности младшего школьника.
Еще по теме:
История создания методики Никитиных
Современные мамы воспитывают детей с большим рвением: тщательно выбирают методику, соблюдают рекомендации специалистов, отмечают результаты, набираются опыта. Но было время, когда авторы систем раннего развития (врачи, педагоги, психологи) сами стояли у истоков своих будущих открытий, испытывая на ...
Взаимосвязь мышления и процесса чтения
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц. Слова, составляющие тек ...
Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому
воспитанию второклассников на уроках чтении
Новые хрестоматии по литературному чтению существенно изменили традиционно сложившийся список авторов, чьи произведения в течение многих лет изучались в начальной школе. В круг обязательного детского чтения вошли произведения Ф. Кривина, В. Голявкина, Г. Цыферова, Б. Емельянова, С. Воронина и др. Н ...
Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.