Педагогическая концепция Л.Н. Толстого

Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности.

Л.Н. Толстой считал, что чем моложе ребенок, тем больше его восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то крайне трудно разрушить.

Толстой настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники “не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности”.

Толстой рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению “трудных” подростков.

Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок “ломается”, становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.

Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим “я”. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: “Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Я считаю, что для урока психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально, применить свое актерское мастерство.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный тон урока. Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.

Еще по теме:

Игра —основное условие использования компьютера в ДОУ
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. И уже почти ни кто не задает вопрос: Почему? Да потому, что компьютер привлекателен ...

Понятие технологического образования
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний ...

Сущность и значение здорового образа жизни
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, ус ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru