Проблемные ситуации при довузовской подготовке

Страница 7

Введение предусмотренного обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования изучения теплового излучения внесет в обучение проблемные ситуации, разрешение которых затруднено даже в курсе общей физики вуза. К ним приводит, в частности, распространение законов равновесного теплового излучения на любые другие виды, что приводит к утверждениям даже вузовских учебников о том, что раскаленный фарфор будет темнее покрытых черной сажей его участков, а так же рассуждения о быстрейшем остывании темной чашки по сравнению с блестящей. Опыт не подтверждает этого хотя бы потому, что максимум излучения теплых тел лежит в далекой инфракрасной области, где обе чашки скорее всего одного цвета. Гипотезу квантов в проблемном ключе уместной выдвигать для разрешения противоречий опытных законов фотоэффекта с волновой теорией света. На языке фотонов более доступно и понятно объяснение светового давления, его зависимости от коэффициента поглощения среды, а тепловые радиационные эффекты настолько могут запутать простую ситуацию, что окажется, что демонстрационный радиометр будет вращаться в сторону, противоположную вызываемой световым давлением.

Надо сказать, что изучение квантовой физики в школе вынужденно поверхностно и репродуктивно. Оно сопровождается решением весьма простых типовых задач, поскольку глубина изучения учебного материала не позволяет затрагивать сколько-нибудь серьезные проблемы. На трех весьма представительных конференциях по проблемному обучению лишь в одном докладе использовано проблемное обучение при введении понятия энергия связи ядра, да и оно, по сути, не основывается прямо на квантовых эффектах, хотя весьма удачно позволяет связывать причину выделения или поглощения энергии в ядерных реакциях с энергией связи ядер. Остается лишь сожалеть, что самый современный раздел курса, где еще на слуху отголоски борьбы идей, споров гигантов научной мысли, где более всего имеется реальных противоречий в самом учебном материале, представлен в учебном курсе как лишенный каких-либо проблем. Этот недостаток может быть восполнен при довузовской подготовке, перечень проблемных ситуаций был дан в докладе автора, часть их приведена в начале раздела. При этом, конечно же, не удается затрагивать глубинные сущности квантовых явлений, касаясь только их основ на доступном для понимания уровне.

Приведем здесь лишь один характерный пример проблемной ситуации общефизического уровня: из свойства зарядовой независимости ядерных сил, казалось бы, следует, что кроме дейтрона должны существовать также связанные состояния двух протонов или двух нейтронов. Объяснить их отсутствие может не упоминаемая в учебниках особенность ядерных сил, а именно их существенная зависимость от ориентации спинов нуклонов, благодаря которой связанное состояние возможно только при их параллельности, оно то и невозможно для тождественных частиц.

Содержание среднего общего образования непосредственно не ориентировано на подготовку к поступлению в вузы. Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", оно направлено на обеспечение самоопределения и создание условий для самореализации личности, однако образовательным стандартам вменяются преемственность в обучении и гарантирование защиты прав граждан на получение всех видов образования на конкурсной или платной основе. Тем не менее, требования к уровням подготовки в школах и разных вузах остаются достаточно рассогласованными. Недостаточность школьной подготовки абитуриентов отмечается всеми техническими вузами страны, особенно по дисциплинам естественнонаучного цикла, т.е. по физике, математике, химии, биологии. Причины лежат в рассогласованности, как содержания учебных программ, так и требуемых уровней владения учебным материалом, в отсутствии или недостатке самостоятельности мышления, его по большей части репродуктивном характере, низкой математической культуре, преимущественно формальном или даже формульном подходе к решению физических задач, неглубоком проникновении в сущность изучаемых явлений. Невысокая общая культура сказывается в слабости вербальной интерпретации решений, что особенно проявляется в письменных работах, когда уже нет возможности вытянуть рассуждение и обоснование. Все это в значительной мере влияет на готовность абитуриентов к обучению в высших учебных заведениях. В целях устранения разрыва требований, профессиональной ориентации молодежи, повышения качества подготовки в вузах были созданы факультеты довузовского обучения и образования. В сельскохозяйственных учебных заведениях на них возложено и смягчение социальных диспропорций, образовательного разрыва города и села.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Обзор компьютерных программ, предназначенных для коррекционно-развивающей работы с детьми
Программа «Мир за твоим окном» Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» включает несколько сотен заданий. В методическом руководстве показано, как с помощью предлагаемой компьютерной технологии выявить скрытые при традиционном обучении проблемы в развитии ребенка, как трансфор ...

Формирование личности
Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую. Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющ ...

Основные направления деятельности социального педагога
Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики работы с рассматриваемой категорией семей, позволяющих выявить проблемы неполной материнской семьи и наметить пути их эффективного преодоления. Также, опираясь на достигнутые результаты и особенности не ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru