Проектирование и разрешение проблемных ситуаций

Страница 1

Для учебного процесса наиболее ценными являются проблемные ситуации, которые помогают раскрывать логику развития важнейших научных теорий и идей. Эти идеи возникали всякий раз, когда появились противоречия между положениями теории и новыми опытными фактами, требующими своего осмысления и объяснения, выдвижения новых гипотез. Следование этому естественным путем отражает требования дидактических принципов последовательности и систематичности изложения, сознательности усвоения, повышает научность курса на доступном студентам уровне. Исторически разрешение проблемных ситуаций порой занимало довольно продолжительный период времени, многие их этапы в свете современного знания являются анахроничными. В связи с этим желательно построение курса, свободное от исторических случайностей, но опирающееся на историческую необходимость. Такая методологическая концепция проводится автором и поддерживается участниками конференций по проблемному обучению. Учебное познание не повторяет научное познание во всех деталях, оно оставляет за кадром те проблемные ситуации, которые носили только исторический характер и никого не могут удивить с позиций сегодняшнего дня, либо оказываются недоступными на определенных этапах обучения. В дидактических целях и здесь целесообразно отходить от исторического описания, а использовать или конструировать иные ситуации, приводящие к таким же современным результатам, но более эффективным и коротким путем.

Проектированию проблемных ситуаций способствует систематизация и классификация противоречий, характерных как для учебного процесса, так и самой изучаемой дисциплины. На первом этапе следует провести выделение из учебного материала дисциплины тех вопросов, которые могли бы стать предметом проблемной ситуации. Здесь непременно должны присутствовать реальные противоречия, разрешение которых служило прогрессу науки и сохранило свое познавательное и педагогическое значение. Стоит также определить все трудные для восприятия места, обратить внимание на все парадоксальные, оригинальные и неожиданные результаты. Необходимо изучить предшествующий опыт и спрогнозировать возможные ошибки студентов и даже предоставлять им право ошибаться («педагогическое провоцирование противоречий»).

Второй подготовительный этап должен быть посвящен анализу фактических знаний студентов, на основе которых будет строиться каждая проблемная ситуация, т.к. своевременность ее подачи окажется весьма важной. Затем наступает время непосредственной подготовки противоречия: средства его создания зависят как от вида учебного занятия, так и от характера противоречия. Это могут быть лабораторный или демонстрационный эксперимент, описание реального или гипотетического события, теоретические выкладки. На лекциях и практических занятиях часто используют учебные задачи с невыделенным явно неизвестным, с неполными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными, с бессмысленным формальным решением, с отсутствием решения, с множеством решений, с противоречивым или неожиданным результатом и т.д

На следующем этапе необходимо спрогнозировать вероятную реакцию студентов на противоречие, их оценку проблемной ситуации, их возможные гипотезы для ее разрешения, степень их затруднения. Это позволяет проектировать пути разрешения противоречия. Его можно полностью предоставить студентам, либо помочь им наводящими вопросами, подсказать возможные ответы, указав направление мысли, перенести на другое занятие, давая возможность поломать голову самостоятельно, либо разъяснить все ошибки и недоразумения и обосновать правильный ответ, сочтя аудиторию достаточно эмоционально подготовленной к его восприятию. Завершающий методологический анализ позволит выявить причины возникновения противоречия, механизмы его проявления, сделать необходимые обобщения и сформулировать практические выводы и рекомендации.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

О методических подходах к оценке эффективности использования ресурсного потенциала ЗАО им. Ленина
Ресурсный потенциал сельскохозяйственного предприятия - это совокупность трудовых, природных и материальных ресурсов, которая определяется количеством, качеством и внутренней структурой каждого ресурса. Ресурсный потенциал организации включает в себя основные и оборотные фонды. Они играют важную ро ...

Этапы обучения плаванию детей дошкольного возраста
Может быть выделено несколько этапов обучения. Первый этап: ознакомление ребенка с водой, передвижения по дну, игры в воде. Второй этап: приобретение детьми умений и навыков держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить), самостоятельно выполнять вдох и выдох в воду. После этого можно ...

Понятие «живопись»
Живопись (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность. Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на каку ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru