Идея свободы и сотрудничества

Страница 1

"Почти все педагоги смотрели на класс с кафедры, искали способы, с помощью которых учителю удобнее учить. Он впервые взглянул на класс с другой стороны – с парты. Он искал способы преподавать так, чтобы ученику было удобно учиться"

С.Соловейчик "Педагогика для всех"

Процесс воспитания происходит вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом "дети". Педагогика – наука об искусстве сотрудничества.

Вопрос, который ставит перед собой современная педагогика сотрудничества: "Облегчать ли жизнь детям предоставлением большей свободы?", ложен сам по себе. Свобода не облегчает, а усложняет жизнь, ставит человека перед необходимым трудом нравственного выбора. Принимая выбор на себя, педагог опасно облегчает жизнь детей.

По мнению исследователей педагогики сотрудничества, характер воспитывается в противоборстве с трудностями, и правильно ли отгораживать детей от них – сложный вопрос. Ответом может служить идея того, что к опыту по-настоящему серьезных нравственных испытаний человек приуготовляется именно за счет неозабоченности мелочными запретами, отсутствием привычки использовать свободу как должное.

В научном исследовании педагогики накрепко соединились слова "свобода" и "сотрудничество". Стал общепринятым поворот мысли: движение к гуманизму без движения к сотрудничеству чаще всего никуда не приводит.

За этой связкой созвучных понятий – сотрудничество, учебная деятельность, творческое дело – скрыты извечные смысловые пласты обусловливания свободы: "Если предоставить детям полную свободу, но не создавать при этом отношения сотрудничества, то выпадет главное в воспитании внутренне свободного человека – обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям".

Основная цель педагогики сотрудничества: "Как научить самостоятельности?" Наукой дается такой ответ: "Надо помочь ребенку создать такой внутренний мир, наделить его такой душой, таким духом, чтобы он не бежал от свободы, а стремился к ней и умел управлять собой на свободе".

Первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности. Ребенка нужно вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них.

Но образование оказывается почти бесполезным и не ведет к самостоятельности, если не вырабатывается у человека внутренняя самостоятельность, не укрепляется тот жизненный характер, от которого зависят все другие качества.

Образ воспитания расходится с образом жизни. Вырастает молодой человек, которому предстоит выбирать профессию, выбирать жену, выбирать образ жизни, – а воспитывали его методами, выработанными десятки лет назад .

Ускользающий от нас секрет слова "самостоятельность" заключается в том, что самостоятельный – значит, свободный.

Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности противника. Одно дело – освобождаться от мелочных родительских запретов, другое – от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от засилья дурных людей.

Если в семье мир, если ребенок с первых шагов чувствует себя свободным и знает вкус самостоятельности, то его порыв к самоосвобождению растет, он стремится стать лучше, сильнее, старается освободиться от собственной слабости, неумелости, стремится к мастерству в любимой работе – лишь мастер действительно независим и свободен. Самоосвобождение – это, по сути, то же, что и самовоспитание, но первое из двух слов точнее описывает процесс. Освобождаться увлекательней, чем воспитываться.

Порыв к самоосвобождению, поддержанный старшими, и дает самостоятельного, свободного, раскованного – воспитанного человека.

Для духовно развитого человека свобода – крылья, для неразвитого – бремя. Когда кто-либо наказывает ребенка, он не усложняет его жизнь, а облегчает, берет выбор на себя. Наказывающий освобождает его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность, перехватывает у жизни право наказания, ставит "заглушку" на источники самостоятельности. И если ребенка постоянно наказывают, осуждают, делают ему замечания, то из него вырастет человек, который боится самостоятельности, боится свободы.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Разработка плана открытого занятия по воспитанию патриотизма на уроках информатики
Тема занятия: "Дни воинской славы России! Создание и оформление документа с помощью ЭТ." Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий. Вид урока: комбинированный. Технология: личностно – ориентированная Цели: Обучающие: Расширение знаний студентов о героических страни ...

Взаимосвязь мышления и процесса чтения
Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц. Слова, составляющие тек ...

Когнитивный диссонанс как источник познавательной активности
Из взаимосвязанных элементов любой дидактической системы - целей и содержания обучения, его технологий и организационных форм, средств обучения, преподавателей и обучаемых - системообразующим является тот, который в наибольшей степени испытывает влияние метасистемы высшего уровня - системы вуза или ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru