Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход

Образование и педагогика » Когнитивная технология обучения студентов по предмету "Архитектура" » Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход

Страница 3

Схема 1- Модель метода графолингвистической ретроспекции

Преподаватель начинает организационно-подготовительную работу в аудитории с введения в основную идею занятия, формулирует конечную цель и способы ее достижения. Информационно-дидактический – второй этап, заключается в совместной работе над информацией (текстовой письменной, текстовой устной). Успешность взаимодействия на данном этапе учебного процесса будет определяться уровнем сформированности понятийного аппарата учащихся, структурные единицы которого отражают индивидуально-психологические особенности их мышления. Далее, на третьем, творческом этапе, предлагается отобразить содержание полученной учебной информации в рисунке. Рисунок важно выполнить в цвете, так как цвет является смысловым компонентом в изобразительном искусстве и, зачастую, выступает в качестве эквивалента понимания. Рисунок можно завершать в аудитории или дома, но при этом необходимо, чтобы учащиеся в процессе творческой художественной работы не обращались более к полученной ими «рабочей» текстовой или устной информации. Это условие является обязательным для эффективной реализации следующего этапа работы методом ГЛР. В процессе работы учащимся дается установка, что рисование несет в большей мере когнитивную нагрузку, нежели художественно-эстетическую, а поэтому, что бы они ни рисовали – все прекрасно и талантливо. Четвертый этап работы – рефлексивный, разворачивается на ретроспективном фоне. Учебная деятельность на завершающем этапе проходит в форме дискуссии, посвященной просмотру, анализу и обсуждению художественной выставки авторских работ. Преподаватель на этом этапе работы готовит перечень вопросов в соответствии с учебными задачами раннее изученной темы урока, содержанием раннее изученного текста. Дополнительным опорным материалом для подготовки ответов служат творческие работы. Каждый учащийся может использовать любую необходимую для него информацию представленную в коллекции. Это очень важный психолого-дидактический аспект когнитивного обучения – в минимально короткий промежуток времени каждый учащийся кумулирует и синтезирует огромный объем невербально-вербальной информации, что практически не возможно осуществить при опоре лишь на поурочный наглядно-демонстрационный материал учителя. В ходе дискуссии учащиеся могут задавать друг другу интересующие их вопросы и высказывать свое критическое отношение, пояснять детали рисунков, сопоставлять, сравнивать и обобщать рисунки в аспекте сформулированных учебных задач. Именно на четвертом этапе реализации метода ГЛР достигается кульминация принципов когнитивного обучения. Рефлексивная деятельность учащихся через механизмы «переноса» охватывает и интегрирует одновременно сенсорно-перцептивные, эмоциональные, интуитивные, мыслительные формально-операциональные каналы интеллектуальной деятельности. Создаются во всей полноте естественные условия для развития основного принципа когнитивного обучения - «искусства осознания собственного сознания». В дидактическом плане, имеет место закрепление терминологического материала, обучение и монологу и диалогу и даже полилогу (когда вся группа занята в обсуждении), активизируется память, развивается ассоциативное, логическое, творческое мышление, комбинаторные способности – структурируются символические изображения и переводятся вновь в логичную вербальную форму.

Наш опыт работы с применением метода ГЛР показал [2], что на этапе ретроспективного контроля участникам учебного взаимодействия представляется дополнительная учебная ситуация, «сообщающая» об эффективности усвоения учебной информации. Необходимо подчеркнуть, что именно на завершающем, четвертом этапе работы в ситуации информационного обмена, сравнительно-сопоставительного анализа продуктов интеллектуальной деятельности для учащихся создаются естественные условия актуализации потенциала рефлексивного мышления, направленного на контроль и осмысление достижений своей учебной деятельности. Результаты завершающего этапа работы методом ГЛР демонстрируют успешность учебной деятельности в целом. Критериями эффективности являются показатели характеристик: уровень сформированности понятийной системы, продуктивность мышления, мотивация учебной деятельности, уровень саморегуляции, рассматриваемых в свете таксономии педагогических целей и учебных задач Блума. Необходимо подчеркнуть, что метод ГЛР является универсальным, не имеет предметно-дисциплинарных ограничений, эффективно может быть использован при изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин [2]. В основе метода «ПреПоПре» (представление-понимание-предмет) лежит концепция К. Бюлера, основная идея которой заключается в том, что интеллектуальное развитие учащихся есть творческий процесс. Рисование, особенно в детском возрасте является потребностью творческого самовыражения, оказывает влияние на интеллектуальное развитие личности. Рисунок, по мнению К.Бюлера – графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок – не копия действия, а рассказ о нем. Если в речи учащийся пользуется понятием, то в рисунке – схемой, которая является обобщенным образом предмета, а не его копией. Основной акцент при работе методом «ПреПоПре» делается на достижение учащимся положительного эмоционального состояния выражаемого эффектом «ага-переживания», который возникает в процессе решения интеллектуальных задач на основе механизма взаимосвязи ассоциаций и осознанием их как некоторого целого: образа предмета, явления, свойства и пр. Основная дидактическая задача преподавателя при работе методом «ПреПоПре» – закрепить, расширить и углубить семантическое пространство того или иного изучаемого понятия. В соответствии с целью и логикой изложения учебного материала преподаватель предлагает группе определить (отгадать) какому понятию (предмету, свойству, процессу или явлению) может соответствовать задуманный им рисунок и начинает рисовать его по частям. Рисование можно заменить заранее заготовленными деталями, из которых будет складываться задуманный образ. Цель учащихся: представить, распознать предмет раньше, чем он будет полностью нарисован. Такая форма работы хорошо развивает внимание, память, представление и воображение, способствует формированию комбинаторных способностей, снижает утомляемость, повышает мотивацию учения. Следует подчеркнуть, что роль комбинаторных способностей в когнитивном развитии учащихся чрезвычайно велика. Комбинаторные способности выполняют ряд важных функций, характеризующих способность к выявлению и формированию разного рода связей и отношений. Комбинаторные способности оказывают влияние на операциональный уровень когнитивных функций, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов. Если использование методов графолингвистической ретроспекции и «ПреПоПре» (представление-понимание-предмет) является эффективным при работе с учащимися 1 курса, то метод предметного тренинга (ПТ) рекомендуется для старшей ступени учебного заведения и для учащихся высших учебных заведений, имеющих проблемы в обучении. Цель ПТ – повысить мотивацию студента к изучению учебного предмета. Задачи ПТ: 1.Выявить и сформулировать проблемы субъективного отношения студентов к учебному предмету. 2.Разработать и апробировать комплекс психологических упражнений, приемов, направленных на повышение уровня рефлексии студентов по отношению к трудностям, имеющим место при изучении предмета. Расширить представление студентов о своих когнитивных ресурсах; закрепить приобретенные в ходе тренинга способы работы с информационным материалом, развить рефлексивное отношение к своей учебной ситуации; создать позитивную установку студентов к изучению дисциплины; сформировать психологическую готовность к перенесению позитивного опыта в условия реального учебного взаимодействия.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Работа по развитию слухового восприятия устной речи
Развитие слухового восприятия глухих школьников предполагает обучение детей различению, опознаванию и распознаванию на слух различного речевого материала (текстов, фраз, словосочетаний, слов, слогов и даже отдельных звуков). Это обучение осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса н ...

Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года
В 2012 году кафедра социальной работы вошла в состав Института комплексной безопасности и была преобразована в кафедру социальной работы и социальной безопасности. Таким образом, концепт «социальная безопасность» получил академическую базу для развития. Коллектив кафедры надеется, что традиции и оп ...

Методологические, дидактические и психологические основания проблемного обучения
Концепция проблемного обучения имеет более чем полувековую историю. Оно возрождалось в разных формах и тридцать, и двадцать лет назад, иногда и в директивном порядке. Был период увлечения проблемным методом преподавания, когда учебный материал преподносится в виде серии проблем, разбор которых пров ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru