Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Образование и педагогика » Краеведение в школе » Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Страница 1

Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению. барбарис тунберга атропурпуреа нана

Основными задачами, которые решаются в ходе занятий по ознакомлению старших дошкольников с родной страной, являются:

- расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;

- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;

- развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему;

- формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.

Основными формами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране.

Занятия в форме игры - одни из самых любимых детьми видов занятий. Они интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.

Система работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников обусловливает необходимость руководства творческой деятельности детей с целью формирования у них предпосылок для активного отношения к окружающему миру.

С целью создания единой системы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, наряду с игровой, необходимо широко использовать также возможности изобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительной деятельности в патриотическом воспитании детей определяется возможностями её в усилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе создания рисунка.

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно руководствоваться принципом перехода от простого, близкого к более далёкому, сложному (труд сотрудников детского сада, родителей, людей в ближайшем окружении, характерные виды труда людей города, края, других республик).

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».

В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами».

Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо
В конце XVIII в., в связи с развитием стилей сентиментализма, начинает все острее и глубже осознаваться в употреблении слова личность значение: индивидуальные, личные свойства кого-нибудь, личное достоинство, самобытность, обнаружение личных качеств и ощущений, чувств, личная сущность (ср. в языке ...

Функции межпредметных связей в обучении
По мнению В.Н. Максимовой межпредметные связи призваны выполнять ряд функций. Образовательные функции межпредметных связей. Совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации у ...

Физические упражнения – основное средство физического воспитания
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка. Физические упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состоя ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru