Понятие ценности и ценностной ориентации

Страница 1

Становление мировоззрения происходит в процессе усвоения личностью системы духовно-нравственных ценностей. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий "ценность", "ценностные ориентации".

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia - "ценность") - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.

Понятие "ценность" введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости).

В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что "ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество".

Подробная характеристика дается в "Философском словаре" под редакцией И.Т. Фролова: "Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений".

В наши дни в отечественной педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности следующим образом: "ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей".

Способность личности оценивать позволяет рассматривать категорию ценности применительно к различным сферам человеческого бытия. Таким образом, возникает необходимость классификации ценностей, т.е. систематизации их видов.

В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Ценности, по утверждению Тугаринова, делятся на:

ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);

ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).

Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности - для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей:

социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).

Так же Тугаринов не исключает следующее деление ценностей:

наличные (экзистенциальные);

целевые;

нормативные.

Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально - политические и духовные ценности.

Е.Ф. Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели относятся:

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Жизнедеятельность классного коллектива младших подростков
В данном параграфе будут рассмотрены особенности классного коллектива младших подростков и место класса в воспитательной системе. Для этого обратимся к работам Караковского В.А, Новиковой Л.И и Васильевой З.И с тем, чтобы выявить ту базу, на которой предстоит осуществление процесса воспитания нравс ...

Определение уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по изучению проблемы экономического воспитания старших дошкольников проводилась мной на базе муниципального автономного дошкольного учреждения №257 г. Ульяновска, работающего по комплексной программе Васильевой. Цель опытно-экспериментальной работы: изучение проблемы ...

Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность у детей с нарушением интеллекта среднего школьного возраста
физическое развитие работоспособность дети Большую роль в физическом развитии детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и сн ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru