Культурный архетип, менталитет и национальный характер

Образование и педагогика » Культурный архетип, менталитет и национальный характер

Страница 4

Понятие “национальный характер”, попытки описать которое заняли у антропологов несколько десятилетий, и по сей день порой кажется мифологемой. Широко распространенное убеждение, что "члены различных наций имеют в целом некоторые общие психологические характеристики" могло бы быть неоспоримым, если бы между учеными существовало хоть незначительное согласие в том, о каких собственно "некоторых психологических характеристиках" здесь идет речь.

"Наблюдение, что народы различны, – общее место. Но без ответа остается вопрос: действительно ли эти различия являются национальными различиями, то есть, характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, то есть, разнятся ли они от одной нации к другой?".

И сегодня состояние научных поисков в этой области большинство ученых характеризует как кризисное. Но это вовсе не означает, что в ходе исследования психологических особенностей в поведении, в стиле мышления, в мировоззрении, в особенностях восприятия и реакций членов различных этносов не было сделано никаких существенных открытий или было высказано мало плодотворных гипотез. Знание этих открытий и гипотез необходимо для понимания теоретических положений, составляющих основу исторической этнологии.

Под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека.

Мы склонны считать, что, существуя, национальный характер не наследуется от предков, но приобретается в процессе воспитания. Он гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельных членов отдельного народа, а целые их группы. Хотя далеко не каждый человек, принадлежавший к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера.

Многое, даже очень многое закладывается в человека во время его становления как личности, гражданина общества в раннем возрасте. Всё, что вложат в ребёнка его родители, будет помогать ему в дальнейшей жизни, в последующие периоды развития, которые уже не будут продвигаться так стремительно, накладывая свои, присущие только им, отпечатки.

Большинство определенных черт характера, таких, как трудолюбие, патриотизм, мужество, целеустремленность, являются общечеловеческими. Безусловно, это ни в коей степени не зависит от самого народа, от национальности или от цвета кожи. Каждый человек должен обладать этими качествами, присущими только человеку, человеку разумному.

И речь может идти не о монопольном обладании какой-либо этнической общностью той или иной черты, а лишь о различиях между отдельными народами в формах (оттенках и стилях) ее проявления.

Рассмотренные нами понятия культурного архетипа, менталитета и национального характера, несомненно, связаны между собой и находятся в сложных нелинейных отношениях.

В качестве основных выводов, касающихся данных понятий, можно сказать следующее:

– сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные культурные архетипы обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа;

– совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вкупе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность. Кроме того, что не менее важно, менталитет понимается и как основа для самоорганизации общества, каркас для культурной традиции. Речь идет о присутствующем в сознании человека стержне, который может при разных внешних условиях выступать в разных обличиях, но который является единым для всего этноса и служит как бы его внутрикультурным интегратором;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Планирование работы по изучению подраздела «Электротехника»
Календарно – тематическое планирование (см. Приложение 1) План-конспект урока «Электроизмерительные приборы электромагнитной системы». Цели урока: Обучающая – дать общее представление об электроизмерительных приборах; ознакомить с приборами электромагнитной системы. Развивающая – развить навыки вни ...

Особенности развития ребенка раннего возраста
Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологиче ...

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями предполагает применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Принимая во внимание тот факт, что содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации при ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru