Нравственное и патриотическое воспитание учащихся среднего профессионального образования на уроках информатики

Образование и педагогика » Анализ специфики и проблем повышения нравственности и патриотизма у учеников на уроках информатики » Нравственное и патриотическое воспитание учащихся среднего профессионального образования на уроках информатики

Страница 1

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Кроме того, важны современные педагогические технологии, применяемые на занятиях. Среди педагогических технологий нужно использовать такие технологии, которые, во-первых, являются личностно ориентированными; во-вторых, имеют диалогическое основание; в- третьих, рефлексивны и, в-четвертых, создают имитационное пространство. Учить любви, добру, красоте невозможно с авторитарных позиций.

Современные технологии сотрудничества встречаются при изучении систем педагогов-новаторов, которые предполагают развитие творческих способностей, применение коллективного способа обучения, использование гуманно-личностной технологии, преподавание литературы как искусства и как предмета, формирующего личность и др.

Учебная деятельность обладает большими воспитательными возможностями. Целесообразно использовать на занятиях разнообразный дидактический материал. Это могут быть компакт-диски; заранее подготовленные файлы, содержащие высказывания великих людей, стихи, фото- и видеоматериалы, используя которые студенты не только получают определенные знания, умения, навыки, но и приобщаются к сокровищам мировой культуры. Занятие, на котором студенты испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной работы и общения, совместно обсужденной и решенной проблемы, которая пробуждает самостоятельную мысль и вызывает переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. Ситуация успеха на занятии является мощным стимулом для дальнейшего изучения предмета.

В педагогических исследованиях выделяют понятие "базовая культура личности" – реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения. Воспитание направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. Некоторые педагоги выделяют ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности.

П.И. Пидкасистый выделяет следующее: формирование ценностного отношения к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности). Одной из самых важных задач нравственного воспитания, по мнению П.И. Пидкасистого, является задача воспитание человека в гармонии с природой, а значит, и с самим собой. Ведь человек – частичка природы и в отрыве от нее погибает, как "выброшенная на берег рыбка".

В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой культуры личности. Большинство учёных выделяют следующие направления воспитательной деятельности (Б. Лихачёв, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и другие):

формирование научного мировоззрение;

гражданское воспитание;

трудовое воспитание;

нравственное воспитание;

эстетическое воспитание;

физическое воспитание.

Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические и интернациональные чувства.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Элитарное образование в России к. XI - XVII вв
Уже во время Киевской Руси (конец XI – первая треть XIII века) реализуют присущий им духовно-творческий потенциал яркие исторические личности, которые обладают признаками традиционно свойственными представителям религиозно-теологической, политической и военной элит. Их принадлежность не только к со ...

Эмпирическое исследование. Процедура исследования
темперамент коммуникативный эмпатия педагог Мы проводили исследование над группой мужчин и женщин. Группа состоит из 5 мужчин и 5 женщин, всего 10 человек. Используемые методики в проводимом исследовании: - личностный опросник Г. Айзенка; - методика на коммуникативные и организаторские способности ...

Детская инвалидность как социальная проблема
Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хор ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru