Межпредметные связи в изучении биологии

Образовательная область «Биология» представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.

Биологические знания составляют базу для осознания экологических проблем, жизни как величайшей ценности, для гигиенического воспитания подрастающего поколения, формирования здорового образа жизни, обеспечения генетической грамотности школьников, подготовки к трудовой деятельности в области сельскохозяйственного производства, биотехнологии.

Биология как наука относится к основополагающим областям естествознания. Ее главный объект – живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз и биосфера. Эти элементы в биологической науке рассматриваются как структурно-функциональные уровни организации живой природы и находятся в многообразных связях между собой.

Живой природе свойственны закономерные изменения. На всех уровнях организации жизни осуществляется эволюционный процесс: в генах и хромосомах клетки возникают мутации, которые обусловлены появление мутантных организмов, накопление мутантов в популяции, действие отбора в экосистеме приводит к изменению генофонда популяции, к совершенствованию и появлению новых видов, к эволюции.

Все закономерности, проявляющиеся на каждом структурно-функциональном уровне организации, опираются на эволюционную теорию как методологическую основу биологии.

В свете учения о структурно-функциональной организации и эволюции живой природы устанавливается иерархия всех ее уровней, осуществляется структурирование научных знаний.

Особое место в живой природе занимает человек. С одной стороны, он является объектом живой природы, существование которого зависит от состояния биосферы, а с другой – социальным существом. Поэтому его жизнь протекает как по биологическим, так и по социальным законам. Ему, как и всем живым организмам, присущи обмен веществ, раздражимость, саморегуляция, воспроизведение, рост, развитие. Как и весь органический мир, человек прошел длительный путь исторического развития. В то же время, поскольку человек – существо социальное, от мира животных его отличают труд, речь, высокоразвитое мышление. Своей трудовой деятельностью человек существенно изменяет окружающий его мир. Нередко эти изменения приводят к серьезным нарушениям взаимосвязей в биосфере, от которых всецело зависит жизнь человека. Поэтому важно роль человека в природе рассматривать с биосферных позиций, исторически сложившийся антропоцентризм заменить новым биосферным мышлением, пересмотреть взаимоотношения человека и природы.

В разделе «Обязательный минимум содержания образовательной области «Биология» раскрывается базовое содержание среднего биологического образования, которое учитывает достижения биологической науки, опыт отечественной и зарубежной практики преподавания науки о жизни, методики обучения биологии, результаты изучения состояния преподавания и качества знаний учащихся на основе массовых проверок. Базовый минимум включает наиболее существенные вопросы содержания биологического образования. Он служит основой для формирования у учащихся биологической картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, сохранения физического, психического и нравственного здоровья. Он призван способствовать успешному решению задач общего образования, овладению умениями самостоятельно принимать решения в вопросах защиты природной среды и биосферы, ее биологического разнообразия в целях сохранения условий для жизни человека.

Еще по теме:

Характеристика отношений учащихся, педагогов, администрации в школе Ю.М. Цейтлина
Становление познавательной деятельности системообразующим элементом воспитания вызвало к жизни демократические процессы, так как сама организация деятельности отводила учащимся роль не простых исполнителей указаний педагогов, а заинтересованных участников (ассистенты на уроках, лаборанты на практич ...

Патриотическое воспитание в начальной школе
Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой. Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фолькл ...

Понятие технологического образования
Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru