Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната

Образование и педагогика » Процесс интеграции выпускников интернатных учреждений в общество » Проблемы развития детей в условиях детского дома и интерната

Страница 2

Особенности развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер в раннем детстве у дошкольников и детей младшего школьного возраста имеют фундаментальное значение. Подростковый возраст как бы накапливает и усугубляет все недостатки внесемейного формирования, выступая как квинтэссенция и отражение генезиса личности вне системы детско-родительских связей.

Более детально остановимся на характеристике особенностей развития личности детей этого возраста, поскольку именно в данный период ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену коллектива детского дома, члену общества, развивается жизненное и профессиональное самоопределение. В этой связи возникла необходимость проанализировать ведущие концептуальные подходы к вопросам психологии развития личности подростка, воспитывающегося пне семьи.

Исходя из этого, закономерности развития личности ребенка, утратившего семью, выводятся из исследования динамики и удовлетворения различных потребностей и мотивов. В качестве личностной доминанты сторонники этой концепции выделяют депривацию как особое психическое состояние ребенка, возникающее в результате длительного ограничения в условиях детского дома основных психических потребностей и выражающееся в следующих типах:

• сенсорной, вызванной недостатком стимулов разной модальности (зрительных, слуховых);

• когнитивной, вызванной неудовлетворительными условиями для учения и приобретения различных навыков, хаотичностью внешней среды;

• эмоциональной, вызванной недостаточностью общения со взрослыми, прежде всего с матерью, и сверстниками;

• социальной, возникшей из-за невозможности осуществлять общественную самореализацию посредством усвоения социальных ролей.

Таким образом, теоретический анализ научных исследований свидетельствует о том, что развитие ребенка, утратившего семью, идет по особому пути, у него формируются специфические черты характера, поведения, про которые «часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие».

Для ребенка, выросшего в условиях детского дома, характерно: неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия; преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях; тревожность и неуверенность в себе; узость и бедность содержания мотивов; ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего; очень низкий уровень знаний; бедность словарного запаса; слабая развитость воображения и творческого мышления; низкие показатели здоровья.

Непосредственное изучение деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в ряде регионов России показало отсутствие системной, комплексной, целенаправленной воспитательной работы детских домов и приютов с учетом психологических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка. Он не умеет обустраивать свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права, решать жилищные проблемы, искать и находить работу. Таким образом, выявленные социально-педагогические, психологические и медицинские проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют иного подходи к содержанию деятельности педагогических коллективов.

У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. В школе, куда они ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как «они», что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей. Каждый ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстником. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка. В детских домах и школах-интернатах встречается онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин – деформированная компенсация недостающей любви, недостающих положительных эмоций нормального человеческого общения.

Особая психологическая проблема–отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно-в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условия для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. Однако это совсем не то обособление, которое нужно для индивидуальной жизни души: здесь эти дети снова вместе, но без позитивного внимания взрослого; здесь они невидимки и потому способны на безрассудные и непредвиденные ими самими поступки. Такое обособление способствует побегам и бродяжничеству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка
При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, к ...

Понятие и классификация воспитательных технологий
В период постиндустриального развития общества сложилась система репродуктивного воспитания, при которой учащимся в готовом виде передается социальный опыт в виде знаний и умений, навязываются ценностные ориентации, взгляды, жизненные установки. При таком подходе молодое поколение, остается не подг ...

Подготовительный этап экспериментального исследования
Проведенное нами теоретическое исследование дает нам необходимые основания для утверждения того, что чтение развивает мышление. На практике нами было проведено экспериментальное исследование. Цель нашего эксперимента заключается в проверке действительности поставленной гипотезы о том, что чтение ра ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru