Особенности использования метода проектов

Страница 1

Следует напомнить, что к методам обучения относятся анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, игровое производственное проектирование, семинар – дискуссия, "круглый стол", мозговой штурм, метод проектов, информационные технологии. Мы будем рассматривать два последних активных метода: метод проектов и информационные технологии, мы считаем, что они наиболее продуктивны и доступны детям с умственной отсталостью.

Об истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Теоретической основой данного метода была "прагматическая педагогика" американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 - 1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

проблематизация учебного материала;

познавательная активность ребенка;

связь обучения с жизненным опытом ребенка;

организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Радикальным внедрением идей Дж. Дьюи стало обучение по "методу проектов", разработанному американским педагогом В.Х. Килпатриком, полагавшим, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у детей способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем. Учебный процесс по Килпатрику направлен не столько на усвоение и запоминание материала, сколько на ориентирование в конкретных жизненных ситуациях. Школа же призвана готовить учеников не к конкуренции на рынке труда, а к осмысленному участию в совершенствовании условий жизни. Воспитание в такой школе должно основываться на уважении к личности.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С.Т. Шацкий, А.У.Зеленко, Л.К. Шлегер. Однако в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. Лишь спустя несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным. Е.С. Полат, И.Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков способствовали его возрождению в практике.

Известна целая школа ведущих русских педагогов (таких, как С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин) и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это - развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.

Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась. В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Проблема взаимодействия танца и фольклора
Хореография - искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художестве ...

Общие сведения о ЗАО им. Ленина
ЗАО им. Ленина представляет собой крупное хозяйство. За ним закреплено 8170 га сельхоз угодий из них пашня составляет 6030 га, орошаемые земли составляют 159 га. ЗАО им. Ленина расположено в северо-восточной части Милютинского района Ростовской области. Центральная усадьба закрытого акционерного об ...

Разработка рекомендация по формированию здорового образа жизни школьников
Для формирования здорового образа жизни ребенка школьного возраста и предотвращения хронических заболеваний главное - это комплексность воздействия. То есть каждым учителем должна быть создана комплексная система социально-педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, состоя ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru