Этапы становления технологического образования в России

Образование и педагогика » Методика преподавания подраздела "Электротехника" в девятом классе » Этапы становления технологического образования в России

Страница 4

Однако в марте 1937 г. приказом Наркомпроса, подписанным наркомом А.С. Бубновым, трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено. И хотя формальный повод заключался в отсутствии квалифицированных учителей и материальной базы, что «формировало у школьников неправильные представления о социалистическом производстве», дело было в ином. С начала «великого перелома» по 1934 г. 15-миллионный поток готовых к любой работе мигрантов влился из разоренной деревни в город. Теперь школа должна была поставлять стране не примитивную рабочую силу, а подготовленных абитуриентов для институтов и техникумов, т.е. расширить базу новой, советской интеллигенции, ряды которой, кстати, скоро начнут быстро редеть под рукой «отца народов». Была и еще одна причина. Произошло окончательное огосударствление школы (и педагогики), и сформировалась авторитарная воспитательная система. Главным стало содержание, прошедшее «научно-марксистскую проработку».

Но страна нуждалась в технической интеллигенции, и вовлечение молодежи «в поход за техникой» обрело форму клубно-досуговой деятельности. Таким образом, труд, связанный с техническими увлечениями школьников (больше всего военно-техническими видами), остался в авторитарной воспитательной системе предвоенных и первых послевоенных лет.

Следует отметить, что образовавшуюся нишу по подготовке молодежи к трудовой жизни заполнили созданные 2 октября 1940 г. в системе трудовых резервов различные училища — ремесленные (РУ), железнодорожные (ЖУ) — со сроком обучения 2 года и школы ФЗО (6 мес.). В дни войны, учившиеся в них подростки заменили рабочих, ушедших на фронт, а после войны специальные РУ (на полном гособеспечении) спасли от голодной смерти десятки тысяч сирот.

В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поставил перед общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду. Сказалось и то обстоятельство, что к этому времени (особенно к середине 50-х годов) количество выпускников средних школ стало превышать потребности институтов и техникумов в абитуриентах. XIX съезд КПСС в 1952 г. принял решение о развертывании в общеобразовательной школе трудовой политехнической подготовки учащихся. В 1954 г. Министерство просвещения РСФСР вместе с Академией педагогических наук пересмотрели учебный план и включили в него новый предмет — трудовое обучение. В начальных классах он стал называться «ручной труд», который рассматривался как одно из средств всестороннего развития учащихся; в V—VII классах ввели труд в мастерских и на пришкольном участке, а для старшеклассников — факультативы производственно-трудового и профессионального характера.

Постановка проблем трудового обучения в школе неизбежно и теснейшим образом связана с социально-экономическими изменениями в обществе.

Появление аббревиатуры ОППТ (общественно полезный производительный труд), не подкрепленной ничем кроме внушаемой педагогической самодостаточности, привело к тому, что разрыв между действительной производительной деятельностью и той, которая имитировалась, стал разительным. Даже совершенно незначительный ход научно-технического прогресса выталкивал производительный труд школьников на периферию общественного.

Затем выяснилось, что из 1,5 млн рабочих мест в школах почти половина не отвечает элементарным требованиям, что 90 % оборудования, предназначенного для трудового и профессионального обучения, изношено до предела. Оказалось, что тысячи сельских школ так и не имеют школьных участков. Стало очевидным, что получаемые в школе и УПК профессии не нужны ребятам — лишь 11 —14 % выпускников в 1986—1987 гг. связали с ними начало своего трудового пути, при этом на деле подтвердилось не более 4 % присвоенных школьникам разрядов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Изучение особенностей памяти глухих и слабослышащих детей
Проведя анализ литературы по проблеме исследования, мы установили, что проблема изучения особенностей развития памяти у глухих и слабослышащих детей является актуальным вопросом. Эксперимент проводился в специальной общеобразовательной средней школы для детей с нарушениями слуха г. Красноярска. В э ...

Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении
Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив. Направляется весь процесс музыкального воспитания заведующей детским садом. Заведующа ...

Основные проблемы социально-психологической адаптации выпускников интернатных учреждений
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важно ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru