Ученые объяснили, как образование продлевает жизнь

Ключ к долголетию: почему высокий уровень образования снижает риск преждевременной смерти.

Старшая профильная школа: какой она будет

В Украине будет действовать система профильного образования для старших классов. Это позволит ученикам самостоятельно выбирать предметы для изучения.

Анализ категории дидактическое пространство

Страница 1

Образование естественно вписывается в образ определенного социума, макро- и микрокультуры, правил и норм общения и деятельности, но оно выполнит свою задачу, если не только поможет ребенку адаптироваться к социуму, но и подготовит молодое поколение к деятельностной активности, разовьет способность идти дальше, изменяя существующие условия, улучшая их и совершенствуя. Вот почему проблемы социализации и образования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены: социум (общество) на основе общечеловеческих и национальных ценностей формирует идеологию и создает условия для образования, т.е. создания «образа» человека с определенными правами и обязанностями, усвоенными ценностями и уровнем воспитания и обученности, способного к саморазвитию и выполнению определенных социальных ролей.

Проблема адаптации традиционно понимается как приспособление личности к среде. Мы рассматриваем адаптацию как процесс взаимной активности личности и среды, связанной с творческим подходом реализации своих возможностей в этой среде и творчеством в проектировании и конструировании новой среды и самого себя.

По определению В.И.Слободчикова: «образовательная среда это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

- определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

- проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация вненучебной школьной жизни, материально-технической оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

- содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь».

Инновационное пространство представляет собой развивающую образовательную среду как систему целенаправленных и планомерных влияний и условий формирования личности, комплекс возможностей для личностного развития, который обеспечивается данным окружением.

Основные характеристики развивающей образовательной среды ((РОС)

- гуманистическая, так как обеспечивает каждому ребенку чувство психологической защищенности, радости существования, его личностную включенность в образовательный процесс; воспитывает культуру человеческого достоинства; строится на диагностике развития личности (а не на диагностике отбора, селекции) и на отношениях полноправного партнерства в условиях сотрудничества;

- поликультурная, так как предполагает личностное освоение мировой, интегральной российской, национальной русской культуры и культуры места проживания, воспитывает человека, который понимает и принимает иные культурные позиции и ценности. Умеет пойти на диалог и копромис; проектируется на основе модели личности выпускника – глобальной цели гимназического образования;

- интегративная, так как предполагает интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление междисциплинарных связей и создание интегративного курсов; строится на основе преемственности общеобразовательных программ в рамках единого гимназического пространства; последовательно формирует базовые интеллектуальные способности, универсальные способы мышления и деятельности, навыки исследовательской работы, рефлексивное мышление, которое позволяет понимать сложные явления в природном мире и человеческом обществе и иметь собственнгое мировоззрение, менять его в процессе своего самообразования; упорядочивает спектр влияний на личность (физических, социальных, психологических и других).

РОС – единый комплекс естественно-искусственной обустроенности детской жизни, который позволяет регулировать спонтанное развитие ребенка средствами обучения и воспитания.

Компонентный состав развивающей образовательной среды определяется представлением о субъекте образовательного процесса как существующем в нескольких пространствах: природно-предметное, социально-педагогическое пространство прав и обязанностей, дидактическое. Личностно-рефлексируемое, экспериментальное.

По определению Г.А.Лебедевой, дидактическое пространство определяет специфику содержания и организации образовательного процесса в школе. Переход от знание-ориентированного к личностно-ориентированному образованию и качественные характеристики собственно школьного образования выдвигают на первый план такие основополагающие принципы отбора содержания и организации дидактического пространства:

- принцип гуманитаризации;

- принцип универсализации (фундализм).

Гуманитаризация образования означает: во-первых, насыщение учебных дисциплин общечеловеческими проблемами, ценностями; во-вторых, создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры, в-третьих, включение ребенка в различные виды деятельности, которые осуществляются им в поле собственного и непосредственного переживания; в-четвертых, формирование у детей рефлексивного мышления, которое определяет способность иметь собственное мировоззрение, менять и достраивать его в процессе самообразования.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Методика руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем да на прогулке
Комплексная оценка ДА детей позволяет выделить три уровня ее развития. Наибольший процент среди дошкольников всех возрастов составляют дети со средним уровнем ДА. Они охотно выполняют разнообразные движения (ходьба в чередовании с бегом и прыжками; бег в разных направлениях с обеганием предметов, в ...

Программа поддержки семье, имеющей ребенка-инвалида
В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки програм ...

Развитие выразительности речи посредством лексико-стилистической работй с современнойц русской прозой
Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в Украине находится на низком уровне, обучение русскому языку происходит в сложной социокультурной ситуации: отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессионализмы, ...

Искусственный интеллект в образовании

Искусственный интеллект ворвался в жизнь педагогов с открытием доступа к сервису ChatGPT в ноябре 2022 года. Но за это время было столько дискуссий, статей, сообщений, круглых столов, семинаров и мастер-классов о ИИ, что кажется, он с нами уже давно.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru