Воспитание толерантности старшеклассников как социальная и педагогическая проблема

Образование и педагогика » Воспитание толерантности старшеклассников как социальная и педагогическая проблема

Страница 1

Современный культурный молодой человек это не только образованный человек, но и личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими.

Толерантность принято считать признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Под толерантностью понимается готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Однако это не подразумевает отказ от ценностных ориентаций и идеалов, индифферентность и ущемление интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, с другой гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Важнейшей задачей системы образования и воспитания является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности с уважением относиться к людям разных национальностей, воспринимать взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Несмотря на все принимаемые меры, формирование толерантности старшеклассников остается острой проблемой для современной системы образования. В сознании россиян категория толерантности формируется очень медленно, поэтому возникает необходимость принятия специальных мер учебного и культурно-образовательного характера: ведение целенаправленной работы по формированию толерантности в самом современном российском обществе вообще и в педагогическом сообществе в частности. Толерантность старших школьников в значительной степени формируется толерантным поведением взрослых. Вот почему важно говорить о толерантности в педагогическом сообществе. Сегодня остро стоит проблема разработки учебников, научно-методических рекомендаций, специальных программ, тренингов, игр по подготовке учителей к работе по воспитанию толерантности обучающихся, составлению практических сборников педагогических ситуаций для родителей и учителей с вариантами решения проблем, рекомендациями психологов. В связи с чем одной из задач педагогики толерантности является организация работы по переподготовке кадров руководителей образовательных учреждений, педагогов, всех, кто имеет отношение к образованию в целях развития у них профессионально необходимых качеств и личностных свойств, специальных умений.

Все социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем .

Современный старший школьник должен уметь правильно воспринимать и понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в обществе, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Результаты анкетирования «Толерантность в образовании», проведенного в 13 образовательных учреждениях (330 участников), показывают: 27% респондентов считают, что в местности, где они проживают, существует нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания, 28% не знают о такой проблеме, 36% отмечают, что ко всем относятся хорошо, 7 человек высказали мнение, что ко всем людям относятся плохо.

Кроме того, в современных условиях возникает необходимость формирования у старшеклассников чувства собственного достоинства и толерантности по отношению к самому себе, что рассматривается нами как необходимое условие толерантности по отношению к другим. В ходе анкетирования на вопрос «к Вам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?» 62% ответили отрицательно, 19% сталкивались с подобными проблемами.

Остается также важной для подростков проблема «границ» толерантности. В обществе существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы, ВИЧ-больные все эти люди, несомненно, являются «иными» в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы терпимыми и снисходительными в таких случаях? Из 330 старшеклассников личную нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства проявляли 17% опрошенных, никогда не были агрессивны в этом 62%. Однако 21% не смогли ответить отрицательно на этот вопрос. В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? 53% опрошенных так или иначе сталкивались в своей жизни с проявлением нетерпимости. Таким образом, проблема границ толерантности — это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием подрастающего поколения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Сценарий семинарского занятия
Вводное слово: Семинарское занятие предусмотрено для дальнейшего изучения темы «Организационная структура предприятия», которая ранее рассматривалась на лекционном занятии. В процессе стратегического планирования направления организационных изменений определяются структурой комплексной программы. С ...

Академическая активность в условиях олимпиадного движения
Олимпиадное движение в современном социальном образовании выполняет ряд специфических, присущих только ему функций. Это функции: переориентации образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации; формирование ...

Обобщающий урок по теме "Равнобедренные треугольники. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника"
(По учебнику Атанасяна Л.С., Бутузова Б.Ф. и др. Геометрия 7-9) Цель: закрепить, обобщить, систематизировать, оценить знания по данной теме. План урока: Организационный момент (2-3 мин). Актуализация знаний (3-8 мин). Тестирование (8-10 мин). Групповая работа (15-20 мин). Подведение итогов урока. П ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru