Планирование содержания педагогических советов

Образование и педагогика » Педсовет: теория и практика » Планирование содержания педагогических советов

Страница 1

В каждой школе – своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования:

1. Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного учебного года). Учитывается специфика темы, над которой работает школа. При этом в поле зрения оказываются лишь один-два модуля содержания педагогических советов.

2. Использование педагогического совета вместе с другими средствами управления (частнометодический уровень технологии, стратегия модульных изменений). В такой модели педагогические советы ориентируются на средне-перспективное планирование, на последовательное рассмотрение основных проблем в ближайшие 2–3 года.

3. Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации программы развития школы. Такая его модель опирается на стратегическое, долгосрочное (3–5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием (углублением и расширением) уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.

Первая модель исходит из актуальности, учитывает прежде всего конкретный социальный заказ школе, указания вышестоящих органов, а также реальные (сегодняшние) проблемы учебно-воспитательного процесса. Однако педагогические советы, представляющие только ответ на ситуацию, назревшую проблему, не отвечают требованиям преемственности, не выстраиваются в систему, не выполняют прогностической функции и поэтому являются недостаточно эффективными для развития школы.

Поэтому более эффективна вторая модель, организующая планомерное развитие образовательного процесса, его коллективное изучение, обсуждение и общественную экспертизу.

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла состоит из пяти составляющих:

 первый – аналитическо-планирующий педсовет; проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;

 второй, третий и четвертый педсоветы – тематические с промежуточными итогами;

 пятый – итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т. п.

При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить даже основных проблем. Возникает необходимость спланировать тематику на более продолжительный период. К примеру, логика развития содержания педагогических советов в двухгодичном цикле может быть построена так:

Первый год:

 Программа развития школы (разработка и обсуждение программ развития, модуль F).

 Повышение качества знаний учащихся на основе нового взгляда на личность ребенка (А + G).

 Работа классного руководителя (D + Е).

Второй год:

 Современный урок и мастерство учителя (С + Н).

 Современные образовательные технологии (В).

 Система воспитания в школе, роль родителей в воспитании (D + J).

Еще более эффективна третья модель планирования, при которой содержание педагогических советов становится системообразующим фактором для реализации избранного школой направления развития (стратегии системных изменений). В этом случае цикл, охватывающий последовательно все проблемы педагогических советов, повторяется в течение нескольких лет, но при каждом витке берется новый, более высокий уровень рассмотрения проблем. От педсовета к педсовету развивается каждая тема, соблюдается преемственность, принцип оптимизации (получение лучших показателей при меньших затратах сил).

Начальный уровень рассмотрения проблемы на каждом модуле определяется диагностикой образовательного уровня педагогического коллектива, его опыта (стажа), квалификации.

Диагностику квалификационного состава по формальным показателям следует дополнить диагностикой, например, по Я. С. Турбовскому. Общий анализ ее результатов позволит определить средний уровень знаний и умений учителей, на который и ориентируется тематика педагогических советов. При большом разбросе уровней квалификации можно разделить коллектив на 2–3 группы, провести методическую учебу с тем, чтобы выровнять уровни квалификации. Стартовая позиция плана педагогических советов будет определяться уровнем подготовленности коллектива. Если он находится на низшем (первом) уровне квалификации, последовательность тем педагогических советов будет состоять из названий первого столбца таблицы:

Аl – Вl – Сl – Dl – Еl – Fl – Gl – HI– Л. За циклом Аl . Л пойдет следующий: А2 . J2 и т. д. В других случаях, с учетом уровня подготовки коллектива по различным модулям, последовательность проблем может быть другой, к примеру:

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Оценка эффективности коррекционной работы
После применения разработанной нами программы для развития воображения у детей младшего школьного возраста с ОНР 2 – 3уровня, была проведена итоговая диагностика в конце учебного года результаты, которой отражены в рисунках 1 - 12. Первая методика «Дорисовывания фигур» позволяет определить уровень ...

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность освоения педагогами метода экспериментирования
Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Необходимость создания таких методов обосновывалась еще в работах многих педагогов, что возможно на б ...

Формирование здорового образа жизни школьников как основа профилактики хронических заболеваний
Хронические заболевания - это заболевания внутренних органов, которыми люди болеют длительное время. Чаще всего излечиться от этих заболеваний невозможно, можно лишь добиться стойкой ремиссии - отсутствие обострений заболевания в течение длительного времени (иногда несколько лет). С некоторыми забо ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru