История создания методики Никитиных

Современные мамы воспитывают детей с большим рвением: тщательно выбирают методику, соблюдают рекомендации специалистов, отмечают результаты, набираются опыта. Но было время, когда авторы систем раннего развития (врачи, педагоги, психологи) сами стояли у истоков своих будущих открытий, испытывая на себе все возможные трудности первопроходцев. Семья Никитиных в середине XX века, сама того не желая, совершила переворот в мире педагогики, возведя систему воспитания своих малышей в ранг одной из самых популярных методик раннего развития детей в нашей стране. Но сначала Елена и Борис Никитины шокировали своими методами воспитания всех, кто имел хоть какое-то отношение к детям: от родителей и бабушек до медицинских работников и кандидатов педагогических наук.

У каждого основателя методики раннего развития детей свои принципы, основы, убеждения и своя личная жизнь. Так, к примеру, выдающийся врач-нейрохирург Глен Доман вместе с супругой Хейзел воспитывал одного сына, актриса и автор книги „Поверь в свое дитя” Сесиль Лупан вырастила двух дочерей, итальянский педагог и психолог Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила исследованиям в области педагогики, так и не познав радости материнства. Елена и Борис Никитины — не только авторы методики раннего развития, но и родители семерых детей.

Отец многодетной семьи Борис Николаевич Никитин. Родился будущий педагог в 1916 году. В возрасте двадцати пяти лет, окончив Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, был принят на службу в истребительную авиацию. Спустя четыре года после окончания войны вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу. В 1958 году Никитин организовал и возглавил группу прогрессивно настроенных педагогов. В тот знаменательный год Борис Николаевич познакомился со своей будущей женой Еленой Алексеевной, в прошлом школьной медалисткой, ныне педагогом. Елена (в те времена еще Литвинова) была младше Никитина на четырнадцать лет. Встреча произошла в поселке Болшево (Московская область) на совещании, посвященном „программе воспитательной работы в школе”. В Болшево и остались жить молодые супруги, слава о которых за короткое время распространилась по всему миру.

Начало методике было положено случайно. Старший сын Никитиных страдал диатезом, справиться с которым было не под силу ни родителям, ни врачам. Чтобы как-то облегчить состояние малыша, мама стала ненадолго, но часто выходить с ним на балкон или за дверь, на холодный воздух. Неожиданно это дало положительный эффект: сыну постепенно становилось лучше, а Борис с Еленой сделали соответствующие выводы о пользе холода и закаливания. Супруги стали изучать традиции и обычаи разных народов и пришли к выводу, что новорожденные гораздо крепче и выносливее, чем нам кажется. Финны парили младенцев в бане при температуре +50оС, тунгуски рожали на улице в сильнейший мороз. И детки не болели! А вот взращиваемые в комфортных городских условиях современные малыши постоянно простужаются.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Сонный подмосковный поселок Болшево в шоке. Не привыкшие ни к каким новшествам консервативные обыватели только и говорят, что о семье Никитиных. Мало того, что вопреки всем приличиям Никитины рожают одного ребенка за другим (скоро их будет уже семеро). Возмущает другое. Эти люди берут на себя ответственность растить, закалять и учить своих детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Это казалось невероятным: никитинские дети, пышущие здоровьем, босиком бегали по снегу, выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные отцом, Борисом Павловичем, самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, перескакивали через классы .

Еще по теме:

Понятие о дислексии и дисграфии
Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма - дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. Дислексия (dyslexia) – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловле ...

Методика обучения информационному моделированию с применением проблемной исследовательской задачи на уроке по теме «Метод наименьших квадратов и линия тренда»
1. Вводно-мотивационный этап: Цели урока: Образовательная: - Разработка информационной модели, позволяющей определить, какова будет дневная температура через несколько дней. - усвоение понятий «тренд», «метод наименьших квадратов», «регрессионная модель». Развивающая: - развитие мировоззрения, восп ...

Особенности общения детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru