Работа по развитию слухового восприятия устной речи

Страница 2

При восприятии на слух речевого материала, связанного с содержанием урока, дети проговаривают его, воспринимают образец на слух, прочитывают по табличкам и только после этого – различают на слух. Благодаря табличкам у детей создаются образы слов, основанные на зрительно-слуховом восприятии и кинестетических ощущениях, т.е. формируется слухоречевая система на полисенсорной основе.

Индивидуальные занятия

В I классе знакомство со звучанием речевого материала происходит на индивидуальных занятиях, которые проводятся с учеником не реже 3 раз в неделю по 20 – 25 минут. При этом глухие школьники учатся различать на слух речевой материал: фразы, словосочетания и слова. Основное содержание индивидуальных занятий определено в программе по развитию слухового восприятия.

Развитие речевого слуха начинается с обучения различению фраз на слух после слухозрительного их восприятия. На первоначальном этапе знакомства со звучанием фразы в помощь используются таблички, которые лежат перед учеником на столе.

Учитель произносит фразу в нормальном темпе, эмоционально окрашенно. Ученик воспринимает фразу слухозрительно, в помощь иногда используется табличка. Аналогично происходит знакомство и со второй фразой. Ученик, воспринимая её, не повторяет эту фразу, а выполняет необходимое действие – отвечает на вопрос, выполняет поручение. После этого ученику предлагается по табличкам прочитать фразы. После того, как ученик познакомился со звучанием фраз, он учится их различать сначала при слухозрительном восприятии, а затем только на слух. При этом последовательность предъявления фраз всё время меняется. Считается, что ученик научился различать на слух фразы, если они опознаются правильно в 2-3 случаях предъявления; при этом ребёнок правильно выполняет задания, грамотно строит высказывания, его устная речь слитная и внятная. На каждом занятии, помимо обучения различению и опознаванию фраз на слух, ребёнка обучают различению и опознаванию на слух слов, из которых состояли фразы.

После 5-10 занятий каждая фраза (слово) предъявляется ученику на слух без предварительного слухозрительного восприятия. При этом он учится различать в воспринятой на слух фразе количество слов, отдельные элементы слова (фразы), восстанавливать (моделировать) услышанное, опираясь на воспринятые элементы. В случае необходимости учитель оказывает помощь ученику, задавая ряд наводящих вопросов: Что ты услышал? Послушай ещё раз. Что ты слышишь? Ученик с помощью учителя обучается сравнивать услышанное с образцом. В процессе прослушивания и сличения воспринятого с образцом происходит обучение выделению дифференциальных признаков в слове (фразе), на основании которых постепенно школьник учится воспроизводить слово или фразу приближённо или точно. Затем новая фраза (слово) включается в уже знакомый на слух речевой материал и предлагается в сочетании с разными словами. Так постепенно увеличивается слуховой словарь ученика, состоящий из фраз, словосочетаний и слов.

Со второго полугодия I класса детей начинают обучать восприятию речи на слух. Сначала тексты состоят из слов, знакомых по звучанию, т.е. знакомые по звучанию слова даются в различных сочетаниях. Постепенно в тексты начинают включать незнакомые по звучанию слова. Каждый новый текст предлагается сразу на слух. Это необходимо для того, чтобы приучать детей вслушиваться в образец, стараться, опираясь только на слух, опознавать отдельные слова. После первого предъявления текста ученик говорит, что он услышал. Учитель побуждает его к этому. Иногда, услышав отдельные знакомые по звучанию слова, ученик в ответ на вопрос: "Что ты услышал?" – начинает фантазировать, основываясь на опознанном слове или нескольких словах. В I классе учитель этому не препятствует. Важно приучить ребёнка не бояться слушать любой речевой материал, вслушиваться в него и по ситуации стараться понять, о чём говорится в тексте. При повторном восприятии количество опознанных слов увеличивается, рассказ ученика становится всё более приближенным к тексту. В работе по восприятию текста большое значение имеет правильно подобранный дидактический материал, который помогает ребёнку материализовать воспринимаемое на слух и моделировать речевые высказывания в условиях определённой ситуации. Педагоги используют подбор картинок, раскрашивание, составление аппликаций, макетов и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход
Современная дидактика располагает богатым инструментарием обучения и воспитания. Ведущими специалистами в области образования разработаны и классифицированы по определенным основаниям различные группы методов обучения Многообразие и оригинальность подходов свидетельствует о разработанности этого на ...

Типология учебных исторических задач
Для обучения истории важно выделить типы наиболее характерных и доступных проблем исторической науки, с тем чтобы применительно к ним составить систему задач. В педагогической литературе неоднократно предпринимались попытки наметить более или менее законченный перечень видов (типов) учебно-логическ ...

Использование информационных технологий в профессиональном колледже
Информационные технологии, как средство обучения могут использоваться в различных образовательных контекстах, предоставляя мультимедийные продукты и информационные ресурсы Интернета для обучения, выработки практических навыков и развития креативного мышления. Мультимедиа продукты могут способствова ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru