Анализ исторически сложившихся подходов к формированию устной речи детей с нарушениями слуховой функции

Образование и педагогика » Возможность формирования устной речи у детей с нарушенным слухом в процессе их обучения в коррекционной школе I-II вида » Анализ исторически сложившихся подходов к формированию устной речи детей с нарушениями слуховой функции

Страница 5

Прежде чем начинать занятия по постановке звуков, А.Ф. Остроградский вырабатывал готовность органов речи к постановке того или другого звука, развивал кинестетические ощущения и подражательность как необходимые свойства для образования устной речи у глухих. Он называл этот период подготовительным к обучению звукам речи. От подготовительного периода до конца постановки звуков А.Ф. Остроградский предлагал пользоваться дидактическим правилом: "что чувствуется при этом звуке; что видно при изглашении этого звука". К числу общих дидактических правил, необходимых для образования правильной артикуляции звуков у глухих, А.Ф. Остроградский относил естественность произнесения звуков и слов учителем без утрирования их артикуляции.

В начале XX века в Петербургском училище глухонемых стал использоваться "естественный способ обучения глухонемых речи". Автором этой методической системы был П.Д. Енько. Методика артикуляционных упражнений и постановка звуков значительно отличались от методики А.Ф. Остроградского: артикуляционные упражнения подразделялись на беззвучные и голосовые; постановка же отдельных звуков давалась слитно в слоге, без их вычленения (так называемый слоговой метод). В своей методической системе П.Д. Енько стремился критически пересмотреть немецкую систему "чистый устный метод", преодолеть её ограниченность и односторонность в практике обучения языку.

В Московском городском Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых в начале XX в. исходным средством обучения стала устная речь. Идеи "чистого устного метода" получили отражение в работе Ф.А. Рау, выдающегося деятеля в области обучения и воспитания глухих детей. Он давал показательные уроки по постановке и коррекции звуков, учил учителей новому в то время звуковому методу постановки устной речи. Училище стало всероссийским опытным методическим центром.

К началу XX в. была создана русская система обучения детей с нарушениями слуха, которая ставила задачу развития природных задатков глухого. Наиболее полной и методически разработанной была программа обучения глухих русскому языку, которая составлялась под влиянием идей К.Д Ушинского. В содержание обучения школ для глухих детей были включены следующие специальные предметы: чтение с лица, произношение, развитие слухового восприятия.

В 1924 г. на Втором съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН) большое внимание было уделено проблемам обучения глухих произношению. Л.С. Выготский подверг острой критике немецкую школу для глухих, как обособленную школу речевой дрессуры – школу специального научения произношению, в которой ученик, сосредоточенный только на звуковых упражнениях и оторванный от всего многообразия окружающей жизни, становился говорящим автоматом. Являясь сторонником системы обучения К. Малиша, Л.С. Выготский отмечал: "Путь подражания – самый естественный". Н.А. Рау представила доклад, в котором впервые была описана последовательность обучения словесной речи. Предложенная ею методика была тесно связана с основами общей педагогики и методики воспитания дошкольников. Н.А. Рау предлагала осуществлять обучение глухих детей устной речи на основе психологических данных по развитию речи у слышащего ребёнка. «Последовательность в развитии речи у глухонемого, – писала Н.А. Рау, – должна быть слепком с речи нормального ребёнка. Стадии, этапы развития речи должны быть одни и те же… Разница будет только в средствах, способах и времени – глухонемой ребёнок в состоянии будет говорить в 3-4 года, что нормальный говорит уже на первом году своей жизни». Используемый Н.А. Рау метод назывался аналитико-синтетическим. В соответствии с ним определялась следующая последовательность работы над словом или фразой: детям предлагались целые слова и фразы, уточнялись их значения. Затем дети читали с губ слово или фразу и произносили их. Для отработки произношения педагог разлагал слово на слоги или звуки, отрабатывал их, а затем снова включал в слово или фразу. Этот метод обучения произношению и грамоте рассматривался как вариант "чистого устного метода" и являлся передовым для данного периода развития сурдопедагогики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Лексико-стилистический анализ художественного текста
Лексико-стилистический анализ – это анализ, при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения. Такой анализ – своеобразный «мостик» между лингвистическим и литературоведческим анализами: его объектом служит текст как «структура словесных форм в ...

Элитарное образование в России ХХ в
Период с конца 1890-х годов до Октябрьской революции в развитии российского элитного и элитно-элитарного общего образования можно обозначить как «инновационный». Он представляет собой наиболее яркий и противоречивый его этап, когда был выдвинут ряд концептуальных идей, способных открыть для элитног ...

Понятие «детское творчество» в психолого-педагогических исследованиях
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В психологической литературе ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru