Анализ результатов констатирующего эксперимента

Образование и педагогика » Обучение чтению детей в начальных классах » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 1

Изучение нарушения звукопроизношения у детей старшего школьного возраста помогло выявить уровень сформированности процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие звуков в слове, а также сохранность психических функций: мышления, восприятия, памяти, внимания и др., то есть все, что предполагает усвоение звукообразования.

Изучение нарушения звукообразования включало в себя 5 блока заданий, в каждом из которых были свои разделы с заданиями. Это изучение: умение ребенка дифференцировать смешиваемые звуки, фонемный анализ и синтез звуков; умение определять количество, последовательность и место звуков в слове, рассматривался уровень развития слогового анализа и синтеза.

За каждое задание каждый ребенок получал баллы от 0 до 4 (см. методику констатирующего эксперимента). Этот метод позволил выявить не только закономерные ошибки звукообразования у детей, но и доказать, что уровень нарушения звукообразования имеется и у детей старшей дошкольной группы стандартного массового детского сада.

Изучение результатов первого блока заданий (фонемное восприятие, способность слышать отдельные звуки) показало, что дети выполняют эти задания с большим количеством ошибок; они часто обращаются за помощью к логопеду. Большее количество детей выполняли задание, обращаясь за помощью. Наиболее сформированными у детей является распознавание гласных, их замена в словах, менее сформировано распознавание свистящих, наиболее трудно было для распознавания и дифференциации – шипящие звуки. Так же наблюдается путаница со звуками Ц, Ч.

Таким образом, можно выделить следующие ошибки при фонемном восприятии и распознавании звуков, характерные для детей:

плохое восприятие согласных шипящих звуков.

плохое восприятие звонких согласных звуков, но лучше, чем восприятие шипящих.

нарушение акцентуации (неправильная постановка ударения)

При выполнении заданий второго блока (задания на умение находить предъявляемый звук в начале и конце других слов).

Было выявлено, что дети справились с этим заданием хорошо. Проблем по нахождению звуков в начале и конце слов не представляло для детей особой трудности. Погрешности не значительные.

Здесь были допущены следующие ошибки:

в начале слова найти звук не представляло особого труда.

для нахождения же звука в конце слова, у детей появились некоторые затруднения, особенно если этот звук являл собой предпоследнюю букву слова.

Изучение результатов по заданиям третьего блока (умение детей определять количество звуков в слове) показало, что дети справляются с этим заданием, практически без посторонней помощи.

Ошибки были не значительны:

- проблема состояла в определении и дифференциации шипящих и свистящих согласных звуков.

В четвертом блоке были задания на выяснение возможности ребенка определять место звука на фоне слове, какой по счету указанный звук.

С этим видом задания дети справились лучше, чем с предыдущими. Практически все предъявляемые звуки были найдены в заданных словах.

Были допущены такие ошибки:

- проблема дифференциации согласных парных звуков.

Сложнее оказалось задания пятого блока. Это задание рассчитано, на выяснение возможности у ребенка звукослогового синтеза.

Задание на звуковой синтез слов вызвало у детей больший интерес, чем предыдущие задания. Характерные ошибки этого блока:

трудностей при произношении простых, точнее 2-х и 3-х слоговых слов не наблюдалось.

наиболее трудными оказались слова, состоящие из 4-х и более слогов.

так же трудны для фонемного синтеза и анализа были слова с содержанием нескольких согласных звуков (например: слово здравствуйте).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что более трудным для детей является распознавание и звукопроизношение шипящих, свистящих, звонких парных согласных. В основе неправильного распознавания звуков лежат трудности восприятия, распознавания и сравнения с уже имеющимися моделями в памяти ребенка. Из слова выделяются элементы, которые затем сопрягаются так, чтобы снова получить искомый образец. И этот искомый образец может быть искажен, так как имеет место неправильного запоминания звука. Исходя из того, что произносить слова, ребенок умеет к началу попадания в старшую дошкольную группу, и его незачем этому учить. Однако при обычном произнесении слов, служащем целям общения, отдельные фонемы не выделяются. Поэтому произнесение слова необходимо преобразовать. Есть предположение, что для этого надо несколько раз произносить одно и то же слово, каждый раз, интонационно выделяя очередной звук. Такому произнесению слова - для установления его фонемного состава и порядка следования фонем - ребенка надо последовательно учить. При этом ребенок сталкивается с двоякими трудностями: он должен отвлечься от значения слова и действовать с его формальной стороной, со звуковой формой как со звуковым комплексом и преодолеть естественное слоговое членение слова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Методы и прием логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей со стёртой дизартрией
Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, логопед должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Ему необходимо владеть материалом, который составляет теоретическую основу знаний о звукопроизношении, знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по как ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения ...

Понятие мышления и его виды
Познание человеком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным психическим процессам: восприятию, воображению, памяти и мышлению. Предметы и явления действительности обладают такими свойс ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru