Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования

Образование и педагогика » Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования » Выездные интенсивные школы как одна из форм дополнительного образования

Страница 1

Неисчерпаемые возможности содержания и форм дополнительного образования позволяют человеку быть компетентным, где под компетентностью понимается обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, быть компетентным – т.е. быть обладающим компетенцией, а под компетенцией – «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Формы и средства дополнительного образования, по сравнению с основным, многообразны. Это разнообразные клубы, мастерские, школы, центры, секции, студии, дворцы и дома творчества, дворцы культуры, лагеря, выездные школы, академии и другие. Для нас наибольший интерес в этой работе представляют выездные школы, чаще всего это Летние школы.

Летние школы функционируют в рамках двух социальных институтов: летнего отдыха детей и высшего образования. Работа в них направлена, как правило, на школьников старших классов. Это как раз тот возраст, когда активно идет процесс самоутверждения, поиска жизненных ценностей, профессионального самоопределения. С другой стороны, - это самый запущенный период школьного образования, абсолютно неадекватный потребностям школьникам этого возраста. Выездные интенсивные школы организуются, как правило, центрами, имеющими крупный научный потенциал – вузами, академиями, институтами фундаментальных исследований и.т.д. преподают в таких школах преподаватели и студенты вузов, а также научные сотрудники. Часто это специалисты в непедагогических областях – математики, биологи и.т.п. Педагогами они становятся лишь на время школьных каникул.

Применительно к педагогике представления об интенсивности можно связать с выходом на основания деятельности ученика, на возрастание его активной и сознательной роли в педагогическом процессе, с подключением к процессам формирования содержания образования и целостной картины мира.

Ядерным процессом для интенсивной формы дополнительного образования является самоопределение школьников, формирование их личной и профессиональной позиции, соотнесенной с социальным и культурно-историческим контекстом. Оно включает в себя ломку стереотипов привычных способов деятельности и проблематизацию ценностей и целей; овладение способами анализа собственной деятельности; выработку деятельностных программ и средств их реализации.

Ключевым для процесса обучения выступает вопрос о содержании. Существует разница между материалом и содержанием обучения. Материал – информация, алгоритм действий всегда вторичен по значимости по сравнению с теми способами деятельности, которые осваиваются при работе с данным материалом. Отсюда вытекает понятное требование к учебному материалу – он должен быть приспособлен к демонстрации соответствующего способа деятельности, что в свою очередь позволяет анализировать сам способ, осознанно присваивать его.

Факторы пространства и времени являются так же вполне значительными для запуска интенсивного педагогического процесса.

Временность – это условие высокой напряженности, «энергоемокости» жизни и деятельности в интенсивной форме дополнительного образования, когда в дело включаются все наличные эмоциональные, физические, интеллектуальные ресурсы молодого человека. Это включение, безусловно, имеет прямое отношение к самоопределению, поскольку изменяет самооценку и расширяет субъективно представляемую зону ближайшего развития школьника.

Говоря о пространственном факторе, я имею в виду автономность и закрытость интенсивности форм дополнительного образования. Прежде всего, это связано с задачей остановки привычной деятельности. Школьник, «вынутый» из школьного поточного производства, из коммунальных отношений, из семейного быта, наконец, становится чистой доской.

Ситуация «погружения» требует организации разнообразной и интенсивной деятельности «здесь и теперь». Таким образом, закрытость интенсивной формы дополнительного образования для внешнего мира предполагает широкую представленность этого мира внутри интенсивной формы, различные профессиональные, культурные и социальные позиции среди сотрудников школы. Следовательно, речь идет не просто об особых разнообразных формах прямых педагогических воздействий (воспитательное обучение), но о систематической организации целостной жизни школьника.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Организация и проведение занятий на глубокой воде
Объем временных затрат на проведение занятий на мелководье делает возможным проведение занятий на глубокой воде лишь начиная с конца средней группы. Большое значение в обучении на глубокой воде имеет показ упражнения в целом и отдельных его элементов. Показывать упражнение лучше всего непосредствен ...

Средства развития детского творчества в дошкольном возрасте
Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными сред ...

Экономическая эффективность использования ресурсного потенциала
Обеспеченность сельскохозяйственного предприятия основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности; в частности качество, полнота и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, а следоват ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru