Научно – теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Образование и педагогика » Обучение чтению детей в начальных классах » Научно – теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента

Страница 1

Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии и качества, мы, наблюдая за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины фонемного понимания, но и дать корректирующую помощь.

Существенными вопросами практического применения фонемных методик является: удобство пользования, простота обработки данных, их доступность и понятность.

Унифицированная система дифференциальной диагностики определения уровня распознавания фонем у детей старшего дошкольного возраста в настоящее время не разработана. Важной задачей диагностики является изучение особенностей восприятия и распознавание фонем у детей старшего дошкольного возраста, с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними.

Логопедическое обследование включает в себя три основных раздела:

тщательное изучение условий воспитания и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями, анализа документов о ребенке.

логопедическое и психолого–педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности.

анализ и педагогическая оценка всех полученных данных.

Логопедическое обследование направленно на выявление у детей сформированности грамматического строя речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры слов и уровня фонематического восприятия.

Необходимо использовать при диагностики целый набор диагностических методик, каждая из которых должна содержать несколько однотипных заданий. Неизбежно, сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия, между аномальным и нормальным ребенком, могут быть установлены только при сопоставлении качественных показателей. Количественные и качественные различия выступают в тесной взаимосвязи.

Обследуется развитие речи ребенка и его интеллект.

Кроме того, обследуется артикуляционный аппарат, проверяется строение его органов. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме. Логопед оценивает произвольные и непроизвольные движения артикуляционного аппарата. Так же отмечается особенности дыхания и просодической организации речевого потока; выявляется степень разборчивости речи.

Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи.

Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи является важным этапом логопедического обследования. Логопед определяет уровень понимания обращенной речи. Особое внимание обращается на понимание слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический слух.

При обследовании собственной (экспрессивной) речи ребенка выявляется уровень его речевого развития. Важно отметить возрастную сформиро-ванность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов.

Первичные наблюдения за речью детей позволяют в той или иной мере судить о состоянии лексических и грамматических средств языка, которые ребенок использует в общении. Так, например, если в ходе предварительной беседы ребенок неточно произносит широко распространенные звуки, заменяя один звук другим, необходимо специально обследовать ребенка на понимание фонем.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Особенности обучения шестиклассников истории средних веков
Основы развивающей системы обучения. Утверждение развивающей парадигмы в системе школьного образования обусловило изменения в методике преподавания, в частности преподавания истории Средних веков в 6 классе. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковы ...

Развивающие игры методики Никитиных
Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, ...

Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
Решение задачи формирования готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения детей дошкольного возраста предполагает теоретическое осмысление феномена «экспериментирование». Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится к ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru