Вологодское кружево

Под вологодским кружевом понимается русское кружево вообще.

Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, - одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и, вместе с тем жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Самым сложным узорам присуща прозрачная ясность.

Русское кружево в совеем развитии прошло долгий путь от простейшей отделки одежды и предметов обихода до сложного по своей технике и художественному замыслу кружева.

Кружево – удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид народного текстильного промысла и со временем обогатило сфер искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

История проявления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. «Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в совеем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».

До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере, именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремеслом.

Кружевоплетение знает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главным образом парной и сцепной техникой. Парной выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев- прошивок и фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетаю по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями – сцепами с помощью вязального крючка.

Однако любое кружевное изделие создается из непременных четырех элементов – тесьмы- полотнянки, сетки-решетки, плотной овальной или квадратной насновки и шнурочка-плетешка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их разнообразном рисунке и вариациях, сочетаний, часто оригинальных и неповторимых в каждой местности, где развито кружевоплетение.

В работе нет возможности познакомиться со всеми видами национальных орнаментов, которые можно использовать в качестве образцов на занятиях по изобразительной деятельности. Каждый народ имеет свои, непохожие на другие, орнаменты. Мы рассмотрим Вологодское кружево, образцы которого можно найти в альбомах по искусству, в журналах мод, в пособиях по кружевоплетению.

Еще по теме:

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в школе Ю.М. Цейтлина
Пытаясь изменить положение дел, педагогическая наука разрабатывала новые приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся, то предлагая проблемное и дифференцированное обучение, то ратуя за алгоритмизацию. Настраивая свою воспитательную систему на познавательные ценности, педагоги шко ...

Результаты проведённого исследования по выявлению специфики деятельности социального педагога с неполной материнской семьёй
В процессе практического исследования проводился анализ семейной ситуации и уровень взаимоотношений между одиноким родителем (матери) и ребёнка (детей) в неполных материнских семьях. В ходе проведённого эксперимента удалось выявить характер семейных взаимоотношений и тип родительского отношения. По ...

Методологическая функция межпредметных связей
Методологическая функция межпредметных связей, как считает В.Н. Максимова, проявляется в важнейших направлениях усовершенствования процесса обучения, которые отвечают социальным требованиям развития личности школьника. 1. Межпредметные связи, выражая диалектический метод познания, способствуют повы ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.goldedu.ru